23 января 1903 года родился Виталий Грачев, конструктор полноприводных автомобилей

Автокалендарь

23 января 1903 — родился Виталий Андреевич Грачев (1903-1978) — конструктор автомобилей повышенной проходимости (ГАЗ-61, ГАЗ-67Б, ЗИС-485, ЗИЛ-135Б и других).

«Король вездеходов» — так при жизни называли Виталия Андреевича Грачева (1903-1978). Будущий изобретатель советских вездеходов родился в Томске, в семье крупного рыбопромышленника, учился в Томском технологическом институте, но, когда «компетентные органы» узнали о его происхождении, он был вынужден оставить четвертый курс института и отправиться в Горький, на автомобильный завод, где прошел путь от рабочего до ведущего конструктора. После войны Грачев работал на Днепропетровском автомобильном заводе, а потом — и до конца жизни — на ЗИЛе.

Грачев так и не получит диплом о высшем образовании, его первой и главной технической школой останется Томский технологический институт.

В.А. Грачев изобрел более 70 видов автомобильной техники. Достаточно перечислить основные его разработки: ГАЗ-61 — первый отечественный полноприводной автомобиль, который в варианте с закрытым кузовом занесен в Книгу рекордов Гиннесса, ГАЗ-64 — первый советский армейский джип, созданный Виталием Грачевым накануне Великой Отечественной войны, ГАЗ-67 — знаменитый «Иван Виллис», конкурент американским внедорожникам военного времени, ЗИЛ-135, автомобиль-амфибия «ДАЗ-485», передвижной ракетный тягач «Ураган», автомобильные комплексы для спасения космонавтов… Удивительный человек с неиссякаемым запасом творческих инженерных идей, он все свои модели вначале испытывал сам, участвуя в фантастических по сложности испытаниях. В середине 30-х годов он участвует в пробеге по пустыне Каракум (об этом пробеге будет снят художественный фильм «Директор»), в конце 30-х он лично демонстрирует свою разработку ГАЗ-61 Сталину, Буденному и Ворошилову в Кремле. В годы войны он неоднократно выезжает на фронт, чтобы своими глазами увидеть, как в боевых условиях работают его ГАЗ-64 и ГАЗ-67.

Его машины были любимы в Красной армии. На ГАЗ-61 по военным дорогам ездили советские военачальники — маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский. Джипы Грачева по многим параметрам превосходили американские аналоги, в армии даже устраивали испытания, сцепив тросом ГАЗ-64 и «Виллис». Побеждал отечественный внедорожник!

В 60-х годах, во времена интенсивного освоения космоса, по поручению академика Королева СКБ Виталия Грачева создает поисково-эвакуационные установки для обнаружения и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов. Дважды за свои разработки В.А. Грачев получал Сталинские премии. Умер Виталий Андреевич в Москве.

Добавить комментарий