Юбилей Ижевского автозавода

Мы и автомобиль

Пожалуй, каждый житель бывшего Советского Союза, да и нынешних стран СНГ помнит знаменитый «Москвич-408». 10 декабря «LADA Ижевский автозавод» отметил 50-летие со дня выпуска первого автомобиля в Удмуртии. В 1966 году им стал именно тот «москвичок», производство которого было передано в Ижевск с бывшего завода московского автомобильного Ленинского Комсомола (АЗЛК).

«Москвич-408» – советский легковой автомобиль малого класса с типом кузова седан.

Проект разработки начался в 1959 году, а производство стартовало в 1964 (в АЗЛК). Особое внимание тогда было уделено дизайну нового автомобиля — сделано множество эскизных набросков. Отличительными чертами первых прототипов были двухрядная решетка радиатора и 15-дюймовые колеса. Позднее размер колес снизили до 13 дюймов, а двухрядную радиаторную решетку заменили привычной однорядовой. С 1961 по 1963 годы создано 4 прототипа с разными дизайнами кузова. В 1963 году были созданы первые предсерийные образцы. Завод, соответствуя новым требованиям пассивной безопасности, оснащал «Москвич-408» ремнями безопасности. Этот автомобиль был в числе первых в СССР, который подвергся лобовому краш-тесту.

Первый «Москвич-408» выпустили на Московском заводе в 1964 году. Решение о запуске автомобильного производства в Ижевске было принято в 1965, поэтому только в декабре 1966 года был выпущен первый автомобиль.

moskvich Начиная с 1967 года автомобиль изменился внешне, так как на него стали устанавливать двигатель модели -412. В 1969 году на моделях 408 и 412 появился кузов нового образца с шестиугольными германскими фарами и задними фонарями прямоугольной формы с треугольными поворотниками. В обозначения обеих моделей были добавлены символы «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности и возможность экспорта.

«Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». По сравнению с предыдущими моделями, выросли длина и ширина автомобиля, хотя высоту специально снизили. Также салон стал более вместительным, а еще существенно улучшились ходовые качества — динамика разгона и торможения, устойчивость, управляемость и другие технико-эксплуатационные параметры.

До конца шестидесятых годов «Москвич-408» пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году – около 45 % выпуска, в 1967 – около 51 %, в 1969 – около 64 % (с учетом модели «Москвич-412»).

Удивительно, что в Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции – как Moskvitch Elite 1360, в Бельгии и ряде других европейских стран — как Scaldia 408 или Scaldia 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) – как Moskvich 408, в Германии – как Moskwitsch, в Финляндии – как Moskvitsh Elite.

О. Башкирова

Добавить комментарий