АВТОкалендарь: Дизельный мотор работает!

Автокалендарь

17 февраля 1894 года второй опытный образец дизельного двигателя заработал. Это был долгожданный успех, ради которого Рудольф Дизель не спал сутками.

Отец Рудольфа Дизеля, Теодор, владел в Париже небольшой мастерской, но в 1871 году они переехали в немецкий город Аугсбург, где Рудольф с отличием окончил Высшую политехническую школу, получил степень доктора и на полгода отправился практиковаться на машиностроительную фабрику братьев Зульцер в Швейцарию. Вскоре мюнхенский профессор Карл фон Линде предложил ему место директора филиала своей фирмы в Париже. Именно профессор, изобретатель «холодильника Линде» заинтересовал Рудольфа проблемами тепловых двигателей — паровых и новых для того времени моторов внутреннего сгорания, изобретенных Николаусом Августом Отто.

За десять лет работы Дизель создал сотни чертежей и расчетов двигателя абсорбционного типа, работавшего на аммиаке (как в домашних холодильниках недавнего прошлого). Он создавал изделия, начиная от миниатюрных моторчиков для швейных машин и прялок до гигантских стационарных агрегатов, использующих к тому же солнечную энергию. Но все же Дизелю никак не удавалось создать, хотя бы на бумаге, двигатель, чей коэффициент полезного действия превзошел бы паровую машину.

В 1890 году Рудольф покинул компанию фон Линде, переехал в Берлин и чисто интуитивно заменил аммиак сильно нагретым сжатым воздухом. И заработало…

28 февраля 1892 года Дизель подал заявку на изобретение «нового рационального теплового двигателя», а 23 февраля 1893 года получил немецкий патент № 67207 на «Рабочий процесс и способ конструирования двигателя внутреннего сгорания для машин».

Увы, первый экспериментальный двигатель — махина весом в 4,5 тонны, оснащенная трехметровым маховиком, — взорвался, лишь чудом не убив никого из рабочих и инженеров. Но уже через пять месяцев, в январе 1895 года, двигатель Дизеля работал целую минуту и при 88 оборотах развил 13,2 л. с.

Но из-за сильного перегрева мотора прогорал поршень и ломались клапанные пружины. Тогда Дизель решил, что виноват во всем жидкий бензин, и стал использовать в качестве топлива его пары. Цилиндр снабдили водяной рубашкой, а в головку вмонтировали свечу зажигания, отказавшись от принципа «самовоспламенения от сжатия».

Для второго образца в качестве топлива выбрали керосин, и это дало результат – во время испытаний в 1894 году он заработал без нагрузки, но не мог работать долго.

Полгода продолжались испытания. И не дали ничего, кроме убеждения, что исследования зашли в тупик.

Финансовые затраты были высоки, но Рудольф смог убедить спонсоров, что успех близко. В конце 1895 года мотор «с воспламенением от сжатия системы Дизеля» работал без перерыва 17 суток. А еще через два года новый двигатель можно было показывать публике.

Агрегат высотой в три метра развивал 172 об./мин. и при диаметре единственного цилиндра 250 мм и ходе поршня 400 мм выдавал от 17,8 до 19,8 л. с., расходуя 258 г нефти на 1 лошадиную силу в час. При этом термический КПД был вдвое выше, чем у паровой машины.

В срочном порядке заводы начали разбирать лицензии на производство таких двигателей.

Добавить комментарий