Воспоминания о китайской глубинке

Юмор

В авторской рубрике «Полный бак счастья» Полад Исмаилович Сулейманов продолжает делиться с нашими читателями своими правдивыми историями на волне позитива. В этот раз автор рубрики поделится с нашими читателями ностальгическими воспоминаниями молодости.

Хочешь расстроить свои планы — поделись ими со всеми. У меня есть две мечты, причем они диаметрально противоположны друг другу. Еще я хочу путешествовать, как подтянутые моложавые европейские старички-пенсионеры, неспешно, со вкусом и комфортом, посещая разные страны. По нынешним временам эта моя мечта вообще неосуществима. Поживем — увидим. Надеюсь, что, когда я стану пенсионером, все изменится к лучшему. А может, все планы рухнут… Кто ж знает, какое нас ждет будущее? Пока что имеем нестабильное настоящее и прекрасное прошлое. Жаль, что тогда не довелось попутешествовать вволю, но есть воспоминания тридцатилетней давности о поездке в Китай, СУАР, по непопулярным туристическим маршрутам в самой что ни на есть глубинке.

Удивительными были китайские автобусы дальнего следования, с багажниками на крышах, заваленными громоздкими туго набитыми тюками. Дребезжа всеми своими разболтанными механизмами, они бороздили пыльные грунтовые дороги, то и дело подскакивая на ямах и колдобинах. Салоны были оборудованы тремя рядами жестких, узких, близко поставленных друг к другу сидений. Тогда невольно вспоминались привычные для нас комфортные междугородные «Икарусы», с откидными, как в самолете, сиденьями. Зато в китайском автобусе можно свободно курить, щелкать семечки и сплевывать шелуху на грязный пол…

Автобусы отправлялись в путь на рассвете с кишащих народом суетливых автостанций. Их путь лежал по огромным пустынным просторам, меж коричневых выжженных палящим солнцем скалистых гор южного Тянь-Шаня, где они наматывали километры по горным серпантинам. Мне хотелось занять место у окна, но, увы, расстояния между сиденьями были мало приспособлены для людей высокого роста, поэтому я сидел полубоком, выдвинув ноги далеко в проход. Украдкой я разглядывал пассажиров: чаще всего это были обычные крестьяне или ремесленники-ханьцы, едущие на новое место жительства. Каждые два часа автобус останавливался, для того чтобы пассажиры справили свою нужду.

О туалетах. Первое, что для себя должен усвоить иностранец в Китае, — это иероглифы, определяющие гендерные зоны туалетов. Там нет привычных «эм» и «жо» или символичных картинок, но есть иероглифы, которые надо знать назубок, чтобы по ошибке не зайти «не туда». Придорожные туалеты в СУАР были разные: одни – основательные, из красного мелкого кирпича, другие – глинобитные, из самана, являющие собой просто закутки без крыши, высотой чуть выше пояса, третьи — совсем убогие, из камыша, сквозь который все видно и слышно. Ватерклозеты были редким и дорогим удовольствием, как и туалетная бумага.

В долгой дороге не мешает и подкрепиться. Готовили в придорожных харчевнях, хозяева которых в подавляющем большинстве хуэцзу — дунгане, несмотря на жуткую антисанитарию, довольно сносно и дешево. Ханьцы все скопом со своими термосами шли к большим самоварам — «титанам» — за бесплатным кипятком, а потом в ожидании заказанных блюд попивали пустой кипяток. Набор блюд был стандартный: лагман разных видов, плов, острый суп с лапшой, тандырные самсы и манты, сваренные на бамбуковых касканах. Китайцы ели, причмокивая, с шумом втягивая в себя лапшу, «помогая» процессу кивками головы. Чай они тоже хлебали громко и с наслаждением. Как правило, в перерывах между блюдами или сразу после обеда почти все мужчины закуривали, и табачный дым в прокопченных, с жирными потолками и земляными полами харчевнях стоял столбом, хоть вешай топор.

У водителя-ханьца, видимо, была договоренность с хозяевами «кафешек», и он останавливал свой автобус именно у тех, где его ждали, хотя рядом были десятки подобных заведений. По договоренности в благодарность за клиентов его там кормили за отдельным столом и бесплатно. Вам это ничего не напоминает? Например, водителей маршруток «Бишкек — Иссык-Куль»? Параллель явная!

После перекусов нетерпеливые водители сигналом созывали пассажиров, равнодушно удостоверившись, все ли на месте, трогались в путь. И так далее, от клозета к клозету до самого вечера. На закате автобус парковали близ очередной харчевни, рядом с которой был длинный «мотель», скорее, барак с десятками дверей. Там нас ждали ужин и ночлег.

В одноэтажном строении с земляным или бетонным полом было много узких, как пенал, комнаток, рассчитанных на двух человек. Пара кроватей с тощими матрасиками и продолговатыми подушками, тазик на подставке, лампа-вентилятор под потолком, стол и пара стульев – таковой была нехитрая обстановка. На выкрашенной стене зияло узкое окно-амбразура, дабы в него не пролезли залетные воришки. «Дизайн» комнаты завершали яркие плакаты с китайскими красотками. Все остальные удобства, как вы правильно догадались, были во дворе. Все в «мотеле» было довольно чисто, а цены при этом приемлемые.

После дня немилосердной тряски в прокуренном и пыльном автобусе, добравшись до кровати, я проваливался в беспробудный сон. А с утра снова в путь.

Это только один из эпизодов моего путешествия по Синьцзян-Уйгурскому автономному району, и он свеж в моей памяти, словно это было вчера… Эх, молодость, молодость…

За 32 года там все радикально поменялось, и так хотелось бы увидеть все это снова…

П. Сулейманов

Фото из Интернета

Добавить комментарий