Как на авторалли века «Лондон — Сидней» уфимские моторы превзошли люксовые бренды 

Автоспорт, Мы и автомобиль

В 1968 году состоялось легендарное межконтинентальное авторалли века «Лондон — Сидней», к которому были причастны все известные автоконцерны мира. Вместе с Mercedes, Porsche, Ford и другими маститыми автогигантами в ралли участвовала советская команда на «Москвичах-412» и показала блестящий результат. На автомобилях ижевцев стояли уфимские моторы.

Погрузка авто на морской паром

Ралли организовано владельцами газет

Первый марафон среди ралли-рейдов был запущен в конце 1967 года, когда в Великобритании происходил экономический застой, вызванный последствиями Второй мировой войны. Страна испытывала серьезные потрясения, которые привели к девальвации фунта стерлингов.

Марафон был организован газетами Daily Express (Лондон) и Daily Telegraph (Сидней) и широко освещался в прессе. Владелец лондонской газеты сэр Макс Эйткен выдвинул идею создать информационный повод для подъема настроений в стране. Этот повод газета могла использовать и для поднятия и усиления своей популярности. Владелец Daily Express и его коллеги из Сиднея решили спонсировать спортивное мероприятие, в котором представители Британии будут «на коне». Выбор пал на автогонки, которые могли выгодно представить продукцию британского автопрома за рубежом. Претендентами на победу должны были стать национальные марки Rootes Group и British Motor Corporation.

Маршрут и призовой фонд

Маршрут проходил по трем континентам, и по замыслу организаторов должен был включать максимальное количество стран и разнообразие дорожных условий. Маршрут пролегал по территории одиннадцати стран, а его протяженность составила 7 000 миль. Трасса соревнований была «выбрана» неслучайно, она охватывала существенную часть территорий британских колоний: Ирак, Афганистан, Пакистан, Индию и Австралию.

Призовой фонд гонки состоял из трех премий в фунтах стерлингов:

  • за первое место — £10 000;
  • за второе место — £3 000;
  • за третье место — £2 000.

Анекдоты в тему

— Помнишь ралли «Лондон — Сидней» 1968 года?

— Нет, не помню…

— А «Порше», «Ситроен», «Мерседес», «Лотус», «Вольво» и «Альфа Ромео» помнят… Они проиграли «Москвичу»!

***

— Это «Феррари»?

— Нет, это «Москвич-412».

— Никогда не слышала…

Легенда гонок и кино

В октябре 1967 года была выпущена первая партия легендарного автомобиля. «Москвич-412» пользовался огромным успехом не только в СССР, но и на Западе. Чтобы завоевать «сердца» других стран, были разработаны модификации с повышенным уровнем безопасности, с расположением руля на правой стороне и даже экспортная модификация для южных стран.

«Москвич-412» пользовался невероятным успехом в советском кинематографе, он «засветился» в более чем 25 популярных фильмах.

Последний «Москвич-412» был выпущен в 1997 году, продержавшись «на плаву» 30 лет! За это время он стал культовым авто: работающие экземпляры автомобиля до сих пор можно встретить на дорогах, а благодаря современным «кулибиным» из этой модели получаются очень интересные модификации.

Гонка века

Старт межконтинентального авторалли века был дан в Лондоне. Далее участники гонки и их автомобили на пароме переправились через Ла-Манш во Францию. Потом маршрут пролегал через Париж, Турин, Белград, Стамбул, Сивас, Эрзинджан, Тегеран, Кабул, Сароби, Дели, Бомбей. Из Индии в австралийский город Перт участников ралли доставил морской паром. После «высадки» на сушу следовали 17 городов Австралии и торжественный финиш в Сиднее.

Ставки организаторов оправдались. Победителем ралли стал британский экипаж на Hillman Hunter производства Rootes Group. На старт вышло 98 автомобилей, но до финиша добрались только 56. В их числе — четыре советские команды, занявшие по итогам ралли 20, 22, 33 и 38 места, оставив позади себя гонщиков на автомобилях известных автоконцернов мира. Двигатели «Москвичей», в отличие от Porsche и Ford, хорошо перенесли низкооктановый бензин стран Азии.

По завершении межконтинентального авторалли «Лондон — Сидней» капитан советской команды автомобилистов сказал: «Большие нагрузки испытали моторы «Москвич-412», но все равно работали безотказно! После 18 000 км наши четыре машины успешно, в полном составе, без царапин прибыли к финишу, лучший результат – 20-е место».

Марафон «Лондон — Сидней» стал одним из ключевых ралли-рейдов в истории автоспорта. Оригинальная гонка планировалась как однократное спортивное мероприятие, но позже были проведены ралли по этому маршруту. Второй ралли-рейд был организован в 1977 году. В 1993 году юбилейное ралли, приуроченное к 25-летию марафона, прошло в третий раз. После этого соревнование проводилось в 2000 и 2004 годах.

В СССР выпуск уфимских моторов, «победивших» многие люксовые бренды, шел «стахановскими» темпами. К 1969 году завод произвел 50-тысячное «сердце» для «Москвича».

В апреле 1970 года «Москвичу-412» выпала честь участвовать еще в одном крупнейшем марафоне «Лондон-Мехико». На маршруте протяженностью 26 000 километров «Москвич» занял почетное третье место, оставив позади даже Ford.

Материал подготовил В. Алов

Фото из Интернета

Добавить комментарий