Первый троллейбус пошел по Фрунзе 70 лет назад
Днем рождения троллейбусной системы столицы считают 13 января1951 года, когда первый троллейбус проехал по улицам Фрунзе. Ровно 70 лет назад водитель Николай Тагильцев за рулем новенького троллейбуса МТБ-82Д проехал по маршруту от железнодорожного вокзала имени М. В. Фрунзе до кольца на улице Свердлова, ныне Академии наук. Эх, старый добрый троллейбус… С одной стороны, теперь он неотъемлемая и привычная часть городского пейзажа, а с другой — столько с ним связано воспоминаний, веселых, грустных, но обязательно ностальгически приятных.
«Столичные троллейбусы занимают особое место в сердцах бишкекчан. Каждый день они перевозят тысячи людей и стали неотъемлемой частью городского транспорта. Общая протяженность троллейбусных линий на момент пуска составлял 8,4 км. Кстати, в городе было всего четыре троллейбуса, которые за год работы перевезли более трех тысяч горожан», — сообщает пресс-служба мэрии Бишкека.
Удивительная штука — троллейбус. Гибрид автобуса и электрокара. Для многих иностранцев это необычный вид транспорта: у них или метро, или трамваи, а вот нам все же роднее троллейбус. В 80-х ездили по городу и троллейбусы, и длинные автобусы большой вместимости, в народе ласково названные «гармошками» из-за складчатого перехода между салоном и прицепом. Ездили они до часу ночи. Было здорово, припозднившись, провожая девушку со свидания, ехать в ночном пустом тралике! А он с характерным только электротранспорту протяжным завыванием на высокой ноте нёсся по пустынным городским улицам. Кинешь в щель прозрачного колпака кассового аппарата монетку, покрутишь ручку, оторвешь четырехкопеечный билет и давай разыскивать в нем «счастливое» совпадение цифр! Если счастье улыбнулось — загадывали желание и незаметно съедали заветный клочок бумаги. Потом эти кассовые монстры упразднили, а им на смену пришли бездушные компостеры и талончики.
А как с боем штурмовали в час пик троллейбусы, впихивались в них на выдохе! В это время в дружно-тесной толпе пассажиров можно было не держаться за поручни и при этом не падать. Плечи собратьев со всех сторон страховали друг друга. Водители в микрофон настойчиво требовали: «Пока не освободите двери, троллейбус никуда не поедет». И кто-либо, не поместившись, обреченно соскакивал с подножки, и двери со скрипом захлопывались.
Первые троллейбусные маршруты Фрунзе курсировали по улицам Линейной, Советской, Сталина (ныне проспект Чуй) до детского дома имени Крупской (маршрут №1) и от железнодорожного вокзала до проспекта Ленина (ныне проспект Жибек Жолу) — (маршрут №2).
Сегодня на балансе Бишкекского троллейбусного управления находятся 183 троллейбуса, которые обслуживают 11 маршрутов:
- №2 троллейбусный маршрут «Завод им. Фрунзе — мкр. Аламедин-1»
- №4 троллейбусный маршрут «Мясокомбинат – Кожзавод»
- №5 троллейбусный маршрут «мкр. Джал – Восточный автовокзал»
- №6 троллейбусный маршрут «8 мкр. – Западный автовокзал»
- №7 троллейбусный маршрут «ж/м Ак — Орго – мкр. Тунгуч»
- №8 троллейбусный маршрут «ж/м Ак Орго – Восточный автовокзал»
- №9 троллейбусный маршрут «Институт земледелия – мкр. Аламедин-1»
- №10 троллейбусный маршрут «мкр. Асанбай – Мясокомбинат»
- №11 троллейбусный маршрут «мкр. Асанбай – Восточный автовокзал»
- №14 троллейбусный маршрут «Киркомстром – мкр. Джал»
- №17 троллейбусный маршрут «мкр. Асанбай – Кожзавод»
Сегодня в БТУ трудятся порядка 673 человек, среди них более ста сотрудников «Ветераны труда», проработавшие более 25 лет. Несмотря на трудности, связанные с пандемией COVID-19, в 2020 году столичные троллейбусы обслужили более 17 миллионов пассажиров.
«АВТОгид» поздравляет коллектив троллейбусного управления с солидным юбилеем! Желаем крепкого здоровья, счастья, ровных дорог и вежливых пассажиров! Спасибо за ваш труд!
P.S. Когда нам хочется окунуться в прошлое, вспомнить годы счастливой юности, мы садимся в полупустой вечерний троллейбус. В памяти, словно слайды, мелькают романтические воспоминания, и на душе становится необыкновенно тепло. Поездка окончена, выходим из троллейбуса с ощущением тихой грусти, а скрип двери за спиной неумолимо возвращает в настоящее…
П. Исмаилов
М. Евтеева
Фото