Тильзитский трамвай

Без рубрики

Журналист печатно-электронного издания «АВТОгид» Иван Сигитов до карантина уехал на постоянное место жительства в Калининград, но и сейчас он держит связь с редакцией и скучает по Бишкеку. На днях Иван посетил город Советск (бывший Тильзит) и прислал в редакцию эксклюзивные фото тильзитского трамвая. 

В довоенном Тильзите…

До войны в Тильзите ходили трамваи. В конце 1899 года Акционерное общество электрификации W. Lahmeyer&Co из Франкфурта-на-Майне получило разрешение на устройство трамвайного сообщения в Тильзите. Узкоколейные вагончики развозили жителей города по четырем трамвайным линиям, первая из которых была открыта 26 июля 1901 года.

Первоначально курсировали 14 моторных и 2 прицепных вагона, в 1903 г. — 13 моторных и один прицепной вагон, в 1910-м – 16 моторных и 4 прицепных вагона. Вагоны поставлялись вагоностроительной фабрикой г. Юрдинген, основанной в 1898 году.

Большинство трамваев этого периода имели деревянный корпус, но рама была металлической. Вагоны имели тележку с двумя осями колес и двигателем. Токосъемник находился наверху. У трамваев были открытые площадки спереди и сзади. Стоя на них, вагоновожатый с помощью ручки реостата управлял трамваем.

Салон вагона имел две деревянные скамьи. Входить в него можно было со всех сторон. Вместимость – 12 сидячих мест, а полная – до сорока пассажиров. Трамвай развивал скорость до 40 км/час. Вес — 14,5 тонны.

В 20-е годы XX века несколько вагонов нового образца были получены из Вупперталя. В 1935 г. 6 прицепных вагонов поступило из Хагена.

В 1937 году трамвайное дело настигает кризис, часть путей была разобрана, и маршруты заменены автобусами.

А потом началась война… И когда в 1944 году линия фронта приблизилась к Тильзиту, трамвайное движение было полностью прекращено. Линии электропередачи были демонтированы и вывезены на запад.

Оставшиеся тильзитские трамваи в середине 50-х годов были превращены в лом.

Трамвай-памятник

Трамвай серии МС-4 установлен в Советске на пешеходной улице Победы в качестве напоминания, что в Тильзите с 1901 по 1944 год существовало трамвайное движение.

Памятник представляет собой установленный на рельсы трамвайный вагон серии МС-4 производства Путиловского завода, выпущенный в 1933 году.

Как выяснилось, наш герой совсем не рядовой трамвай, а тысячный вагон, построенный на заводе, и в отличие от своих собратьев имел мягкие сидения с поперечным расположением в салоне.

После снятия с пассажирской эксплуатации вагон был передан в службу пути и работал под номерами М-52 и М-26. В 2006 году вагон был выкуплен фирмой и переоборудован в неходовой макет, получив номер 2601, предполагалось использование его в качестве кафе. В 2007 году работы были остановлены, затем он находился в Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга на территории бывшего трампарка №2. В 2012 году вагон был перевезен в город Советск для установки в качестве памятника, где ему был дан бортовой номер 12.

Редакция газеты «АВТОгид» сердечно благодарит Ивана Сигитова за фотографии и надеется вскоре увидеть его в родных пенатах!

Иван Сигитов «Салам, Бишкек!»

Материал подготовил И. Сигитов

Добавить комментарий