Авторефрижераторы – герои голубых экранов 

Статьи

Водители вспоминают об этих машинах с теплом. В мировом масштабе они не были откровением, но неизбалованных советских шоферов удивляли комфортом, динамикой и надежностью. Skoda-Liaz 706 RTTN — кажущийся удивительным сегодня авторефрижератор — в 1960-х был довольно привычным на советских дорогах. 

Киногерой семидесятых 

Рефрижератор из советской комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», перевозящий мороженое мясо, многие ошибочно принимают за МАЗ-503 — популярный советский тягач. Но на самом деле на экране иномарка, а конкретно — Škoda-LIAZ 706 RTTN (RTTN — реконструированный трамбус — седельный тягач).

Эти чехословацкие грузовики в больших количествах закупались Советским Союзом, и, как следствие, один из них попал на экраны! Это был сверхмодный в Европе бескапотный тягач с прицепом-холодильником. Замерзшие Трус, Балбес и Бывалый наглядно продемонстрировали мощность холодильной установки автопоезда. СССР массово закупал такие машины в Чехии с середины 1960-х, а сам грузовик слыл очень надежным.

Поскольку вся линейка грузовых автомобилей Skoda была массовым явлением в СССР, то очень многие из них стали киногероями. Не стали исключением и фильмы, снятые в СССР. Грузовики Skoda можно видеть во многих советских фильмах: «Человек-амфибия» (1961), «Королева бензоколонки» (1963), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «В Москве проездом» (1970), «Рейс первый, рейс последний» (1974), «Приключения Электроника (1979), «Гонка с преследованием» (1979), «Путешествие будет приятным» (1982), «Апрельские сны» (1982), «Трое на шоссе» (1983).

Skoda-Liaz 706 RTTN 

Автомобили этой серии отличались высоким качеством, надежностью, выносливостью и комфортом. Советские водители очень их ценили. Работать на «Шкоде» в шоферской среде считалось престижным.

Производство Skoda 706 с бескапотной кабиной начали еще в 1956-м, когда в СССР подобных серийных машин не было. После испытаний в 1964-м чешские грузовики версии 706 RT стали в больших количествах поставлять в СССР. В основном к нам шли седельные тягачи, таскающие полуприцепы-рефрижераторы полной массой 14200 кг, которые сначала звали Alka, а потом Orlican.

Надпись LIAZ на кабине ярких тягачей в семидесятые смущала не самых продвинутых в автомобилестроении граждан СССР. Тем более, она сочеталась с привычным многим водителям именем Skoda. Конечно, к нашему ЛиАЗу те машины никакого отношения не имели. Объединение Liberecke Automobilove Zavody включало несколько чешских предприятий. Название это поставили на грузовики в начале 1970-х, а автомобили Skoda в СССР узнали гораздо раньше.

СССР был одним из основных покупателей грузовых автомобилей Skoda-LIAZ на протяжении более тридцати лет. Некоторые из автомобилей сохранились до нашего времени и успешно эксплуатируются на просторах бывшего СССР.

Материал подготовил В. Алов

Фото из Интернета

Добавить комментарий