Что ждет авторынок Кыргызстана после пандемии? 

Полезное, Статьи

Сегодня, когда автопроизводители приостановили конвейеры, многие автомобилисты обращают внимание на вторичный рынок, который предлагает хороший выбор и более гибкие цены. Генеральный директор ЗАО «Атриум Холдинг» — управляющей компании авторынка «РИОМ авто» — Бактыбек Асаналиевич Тумонбаев поделился мыслями о будущем рынка и многом другом. 

— Как коронавирус повлиял на авторынок Кыргызстана?

— Конечно, отрицательно! У многих людей закончились деньги, два месяца не было заработка. В учет нужно брать и мигрантов, которые после закрытия границ и «паралича» экономик стран оказались в ловушке.

В Кыргызстане переводы от мигрантов составляют существенную часть ВВП. И если раньше люди возвращались с заработков и покупали машины, то сейчас такой возможности уже нет. Отсюда и падение цен и спроса на машины на автомобильном рынке.

— Возможны ли сейчас поставки машин, когда границы закрыты? Не грозит ли Кыргызстану дефицит автомобилей?

— Несмотря на пандемию, в Кыргызстан поставляются автомобили, произведенные «не старше» 2014 года выпуска. Шли поставки из России и других стран на автовозах. Сейчас поставки, несмотря на закрытые границ, продолжаются. Что касается дефицита, думаю, переживать не стоит — в прошлом году в страну завезли достаточно автомобилей.

— Как во время пандемии проходили сделки купли-продажи авто?

— Во время карантина рынок не работал. Но люди все-таки вывозили автомобили на продажу по вторникам. Многие пользовались услугами сайтов по продаже машин.

— Какие машины будут пользоваться спросом в сложившихся условиях?

— Сейчас заметен спрос на автомобили марки Toyota, в частности на Land Cruiser 200, Highlander, Camry. Также кыргызстанцам интересны автомобили Lexus. Эти машины поставляют из России. Для контраста отмечу, что в Таджикистане сейчас спрос на малолитражные машины марки Opel, а в Казахстане — на автомобили из Кореи.

— Многие автовладельцы сняли свои объявления о продаже авто. Одни ждут повышения курса доллара и возможности продать авто подороже. Другие уверены, что их автомобили не купят, так как денег у людей нет. Насколько упали продажи на авторынке Кыргызстана? Ожидается ли затяжной спад продаж в связи с финансовыми трудностями среди населения?

— Как я уже отметил, из-за снижения покупательской способности населения цены на автомобили упали. К примеру, если до пандемии Toyota Land Cruiser 200 продавали за 2 560 000 сомов (40 000 долларов при курсе 64 рубля за доллар), то сейчас средняя цена на этот автомобиль при нынешнем курсе составляет 2 310 000 сомов (33 000 долларов).

Для того чтобы люди встали на ноги, потребуется год, а то и полтора. И пока нет гарантий, что эпидемиологическая ситуация не ухудшится. Для нормализации работы авторынка люди должны вернуться к привычному уровню заработка. Отчаиваться не будем, и все со временем наладится.

 — Сейчас люди покупают только самое необходимое. Им не до новых тачек. На Ваш взгляд, может ли это привести к закрытию дилерских центров? Появятся ли в этой связи новые программы по стимулированию спроса на приобретение новых автомобилей?

— Насколько мне известно, продажи в дилерских центрах сильно упали. Людям больше интересны и по карману подержанные автомобили. Хотя, конечно, есть люди, чья покупательская способность по-прежнему высока, и они предпочитают исключительно новые автомобили в плане функциональности, эстетики и экологичности.

О том, как автосалоны намерены выходить из кризисной ситуации, лучше узнать непосредственно у них.

— Новые решения всегда возникают в кризисные моменты. Может ли сложившаяся ситуация в отрасли авторынка дать толчок для ее дальнейшей перестройки?

— В России можно обменять подержанный автомобиль на новый. А куда идут подержанные авто? Правильно, за пределы России, в том числе и к нам в Кыргызстан. Кыргызстанцам сейчас выгоднее покупать машины в России и пригонять их сюда. Цены за оформление автомобилей 2014 года выпуска и выше не кусаются — пошлина за Toyota Camry 2014 года выпуска, с объемом 2,5 литра, составит примерно 154 000 сомов (2200 долларов). Если, к примеру, взять Toyota Camry 2013 года, то растаможка обойдется в 560 000 сомов (8000 долларов). Цифры говорят сами за себя.

— Спасибо за беседу!

Беседу вел Б. Байбосунов

Фото из Интернета

Добавить комментарий