Финальный рывок для ОСАГО

Новости

Судьба многострадального ОСАГО вот-вот прояснится. Все зависит от решения президента Кыргызстана, которому был направлен проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств».

Напомним, 24 июля 2015 года был принят Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств». Его основная задача — защита прав и законных интересов потерпевших на возмещение причиненного вреда в результате дорожно-транспортного происшествия при эксплуатации ТС, а также защита имущественных интересов владельцев авто, застраховавших свою ответственность.

Согласно первой редакции, закон должен был вступить в силу 7 февраля 2016 года, но дату из-за ухудшения экономической ситуации в стране перенесли на три года – до 7 февраля 2019-го. В прошлом году было инициировано вторичное продление срока вступления в силу закона — до 7 февраля 2021 года — из-за неготовности населения к дополнительным расходам и недоверия к страховым компаниям в части выплат компенсаций.

Однако в конце минувшего года возобновились разговоры о том, что надо скорее приступить к страхованию отдельных категорий граждан страны, чтобы соответствовать нормам стран-участниц Евразийского экономического союза.

«Сначала в законопроект добавили требование, чтобы ОСАГО коснулось иностранных граждан, юридических лиц, перевозчиков большегрузных авто, опасных грузов и пассажироперевозчиков. Депутаты ЖК не пришли к единому мнению касательно необходимости введения второго обязательного вида страхования для грузоперевозчиков и пассажироперевозчиков, ведь они и так обязательно получают полисы. Законопроект отправили на доработку для изменения сроков, затем он прошел третье чтение и был одобрен. Теперь дело за президентом страны: судьба ОСАГО в Кыргызстане в его руках», — рассказал эксперт страхования Темирлан Кабылбеков.

Закон Кыргызской Республики об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов был принят ЖК в 2008 году. В том же году был принят закон для перевозчиков пассажиров. Тарифы утверждены в 2010 году. Вплоть до конца 2017-го не было административной ответственности за отсутствие страховок, поэтому закон практически не работал.

Согласно законопроекту Жогорку Кенеша, ответственность за неисполнение обязательного страхования устанавливается:

1) для владельцев и водителей автотранспортных средств из других стран — с 1 апреля 2020 года;

2) для авто юридических лиц, в том числе государственных органов и органов местного самоуправления — с 1 апреля 2020 года;

3) для владельцев грузовых автотранспортных средств с общей разрешенной максимальной массой более 12 тонн — с 1 апреля 2020 года;

4) для владельцев грузовых авто с общей разрешенной максимальной массой менее 12 тонн — с 1 января 2021 года;

5) для владельцев машин, используемых для перевозок пассажиров, — с 1 января 2021 года;

6) для остальных владельцев и (или) водителей автомобилей — с 1 января 2022 года.

По словам Темирлана Кабылбекова, планировалось, что законопроект будет подписан президентом Сооронбаем Жээнбековым в первую неделю марта, чтобы компании как можно скорее приступили к получению лицензий на осуществление ОСАГО, заказали бланки страховых полисов, провели рекламные кампании своих услуг.

«Даже если законопроект будет подписан в ближайшие недели, страховые компании не успеют к первому апреля приступить к оказанию услуг по ОСАГО. В лучшем случае на это уйдет два месяца. Поскольку с прошлого года судьба этого вида страхования находится под большим вопросом, а срок вступления в силу не единожды был перенесен, страховые компании не спешат заблаговременно открывать филиалы и нанимать персонал», — добавил Темирлан Кабылбеков.

Следует отметить, что, несмотря на указанные сроки штрафных санкций за неисполнение обязанности по обязательному страхованию, проверять наличие страховых полисов работники ГУОБДД и УПСМ Бишкека не имеют права. В октябре прошлого года премьер-министр страны лишил их этих полномочий из-за реформирования системы дорожной безопасности.

«Инспекторы не имеют права проверять наличие страхового полиса по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика опасных грузов, гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами при перевозке за оплату или по найму», — говорится в постановлении.

Следовательно, если президент страны подпишет законопроект, а страховые компании будут готовы выдавать полисы ОСАГО, то правительству придется для контроля работы закона об ОСАГО вернуть полномочия проверки полисов инспекторам ГУОБДД. В противном случае все многочисленные разговоры, переносы, внесения изменений в документ окажутся бесполезными.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий