В Бишкеке состоялась пресс-конференция по системе «Тулпар»

В стране, Новости

Чуть больше недели прошло с тех пор, как в Бишкеке полным ходом начала работать система безналичной оплаты в общественном транспорте. За это время у горожан возникло множество вопросов. Можно ли до сих пор платить наличными? Через какую дверь следует заходить в троллейбус? Когда транспортные карты получат все школьники и пенсионеры? На эти и другие вопросы ответили участники пресс-конференции.

Мероприятие состоялось девятого марта в пресс-центре информационного агентства Sputnik. Для того чтобы полноценно ответить на все вопросы журналистов, были приглашены руководители автобусного и троллейбусного управлений, начальник УГС и руководитель швейцарской компании BPC AG, внедряющей систему «Тулпар».

«Наличкой» можно!

Проект стартовал первого марта, ему предшествовала масштабная информационная кампания. Несмотря на это, многие граждане остаются в неведении относительно новой платежной системы.

«Большинство горожан до сих пор не знают о системе «Тулпар», это факт. Но есть и те, кто уже попробовал и даже помогает нам просвещать других», — рассказал руководитель швейцарской компании BPC AG Арсен Кондахчан.

По его словам, число пассажиров, использующих платежные карты, увеличивается день ото дня.

«Мы постоянно отслеживаем платежи по транспортным картам. Наибольший пик был зарегистрирован в четверг. В этот день безналичной оплатой воспользовались около пятнадцати тысяч горожан. В выходные дни был спад, а в понедельник мы снова возвращаемся на позиции», — добавил Арсен Кондахчан.

С начала запуска проекта консультанты продали 10-12 тысяч транспортных карт, еще 70-80 тысяч проданы через точки торговли. Несмотря на это, подавляющее большинство пассажиров продолжают платить наличными.

«Мы стараемся быть лояльными к горожанам, поэтому пока еще оставили возможность оплачивать проезд наличными. За долгие годы люди привыкли расплачиваться деньгами «из кармана», и поменять все в одночасье не получится. Не выгонять же пассажиров из транспорта», — рассказал начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов.

То же самое касается и дверей: заходить по-прежнему можно через задний и боковой вход, оплачивая при выходе. Как только люди привыкнут к новой системе, для входа пассажирам будет доступна только передняя дверь.

«Тулпар» для всех и каждого

Не секрет, что выдача транспортных карт для льготников обернулась полным провалом из-за километровых очередей. Сейчас ситуация стабилизировалась, в городе уже открыто более десяти пунктов выдачи карт. Однако поток граждан, желающих получить карты «Тулпар», практически иссяк.

«После того, как ажиотаж закончился, в очередях не встретишь больше четырех-пяти человек. Всего мы раздали более двадцати тысяч карт для льготников, однако многие пенсионеры до сих пор за ними не пришли», — поделился руководитель швейцарской компании BPC AG Арсен Кондахчан.

Сейчас получить льготную карту очень просто. Для этого достаточно прийти в любой из пунктов выдачи, расположенных в МТУ и районных администрациях. Работают такие пункты каждый день, включая выходные. Процедура получения карты занимает от трех до пяти минут.

С картами для школьников тоже все прошло не очень гладко. Большинство школ предоставили фотографии своих учеников в формате, не подходящем для печати. «Многие фото в плохом качестве, на некоторых из-за печати не видно пол-лица. К сожалению, родители забывают, что ребенку с этой картой ходить не один год. Или такой пример: мы напечатали для одной школы тысячу карт, из которых половину нам вернули обратно. Сказали, что родители отказались», — рассказал Арсен Кондахчан.

По словам руководителя швейцарской фирмы, всего карты получили десять столичных школ.

Каждая вторая поездка – бесплатно!

Ни для кого не секрет, что правильно работающие валидаторы установлены едва ли не в половине всех автобусов и троллейбусов. В остальных случаях устройства либо вообще нет, либо оно по какой-то причине не работает. Вследствие чего возникает закономерный вопрос: а можно ли не платить за проезд, если валидатор не установлен? Ответ — можно.

«Исходя из условий проекта, если вам не предоставили возможность оплатить проезд картой, вы можете воспользоваться этим правом и не оплачивать поездку. Мы должны понимать, что система заработала не только для пассажиров, — условия должны соблюдаться с двух сторон», — отметил Арсен Кондахчан.

На 85% больше

Как ни странно, главной преградой на пути внедрения системы электронного билетирования стали сами водители общественного транспорта. По некоторым данным, они специально бойкотируют работу проекта, чтобы сохранить так называемую «черную» зарплату. Однако, как заявил директор Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия Нурлан Койчубаков, зарплаты водителей автобусов при полном переходе на систему «Тулпар» значительно вырастут.

«Ожидается, что при полном переходе на систему безналичной оплаты доходы водителей автобусов повысятся на 85 процентов. Каждая копейка от оплаты проезда будет направляться компании, внедряющей систему, и уже оттуда распределяться по транспортным предприятиям», — отметил глава ведомства.

По его словам, сейчас средняя зарплата водителя автобуса составляет пятнадцать тысяч сомов. В будущем система «Тулпар» поможет не только значительно повысить доход работников автотранспортного предприятия, но и сделать его максимально прозрачным. «У нас есть неофициальные данные, сколько водители зарабатывают дополнительно. Мы хотим перевести в «белые» доходы все, что сейчас собирается «вчерную», — пояснил Нурлан Койчубаков.

У водителей троллейбусов зарплата также повысится, отметил директор БТУ Артур Омурзаков. Насколько — пока неизвестно.

Система «Тулпар» медленно, но верно внедряется в нашу жизнь. Уже сейчас есть хорошие отзывы от людей, на себе испытавших все преимущества безналичной оплаты. Тем не менее пройдет еще немало времени, прежде чем люди привыкнут к пластиковым карточкам у себя в карманах. Дальше — больше: оплата банковскими картами, телефонами и даже часами. Будущее наступает, и оно полностью в наших руках.

И. Сигитов

Фото И. Сигитова

Добавить комментарий