«Наши люди в булочную на машине… ездят!»

В стране, Мы и автомобиль, Новости, Статьи

Бишкек давно превратился в огромную стихийную парковку. Есть ощущение, что наша столица никогда-никогда, ну никогда не станет чистым, свободным от заторов и удобным городом, и от этого становится грустно. Бишкек стабильно возглавляет мировой рейтинг по загрязненности атмосферы, в восемь раз превышающий пределы нормы. О грядущих позитивных переменах «АВТОгиду» рассказал директор МП «Бишкекские парковки и стоянки» Ислан Талантович Момоконов.

— Ислан Талантович, одной из главных проблем современного города, сопряженных с повышением уровня автомобилизации, является дефицит парковочного пространства. Почему парковки стали проблемой Бишкека?

— Отсутствие парковочных площадей — это проблема не только Бишкека, но и многих стран мира. Город растет, растут и его потребности. Значительно увеличился и автопарк страны. Многие автомобилисты пользуются машинами даже тогда, когда без них можно обойтись: сходить в ближайший магазин, в аптеку, кафе, преодолев порядка одного-двух километров. У нас даже школьники ездят на учебу на личном транспорте. Есть такая шутка: «Объявление во дворе элитной гимназии: «Уважаемые ученики, не паркуйте свои автомобили возле крыльца, а то их могут поцарапать велосипеды учителей!»

Однако привычка — это вторая натура, и мы преодолеваем мизерные расстояния на автомобиле, где попало паркуемся, загораживая проезжую часть и все свободные места в городе.

Избыток автомобилей и недостаток стоянок и парковок — это застарелая проблема, и на ее решение потребуются время и огромные усилия.

Строительство многоуровневых подземных и надземных паркингов, к сожалению, не станет панацеей от всех дорожно-транспортных бед. Выходом из создавшейся ситуации является введение платных парковок. Эта мера является способом снижения количества автомобилей в городе — ведь зачастую наши люди даже в булочную ездят на машине.

Обратимся к опыту наших соседей — в странах СНГ повсеместно действуют платные парковки, а разгрузка центра города достигается повышенными тарифами на паркоместо.

Наша задача — организовать платные парковки и автоматизировать их. Это понятно, что сначала надо создать условия — парковки и альтернативный транспорт — а потом уже требовать соблюдения порядка от горожан.

— На одного водителя, пользующегося платной парковкой, найдется десять, которые ставят автомобили там, где им заблагорассудится. Никакой милиции и эвакуаторов на всех не хватит. Платные парковки преобразят столицу?

— К вопросу платных парковок многие люди относятся отрицательно, но, когда разъясняешь суть проблемы, мнение протестующих меняется кардинально, и они соглашаются с нами. Каждому жителю миллионного города это не объяснишь, поэтому мы ведем разъяснительную работу через СМИ и телевидение.

С введением платных парковок многие автомобилисты задумаются, стоит ли платить за парковку, если до маркета, аптеки или рабочего офиса рукой подать. На более дальние расстояния многие из нас могут проехать и на общественном транспорте, а экология и семейный бюджет от этого будут только в плюсе. Город обеспечит пассажиров муниципальным транспортом – будет закуплено 520 новеньких автобусов большой вместимости.

— Каков будет ценовой диапазон оплаты парковки? Во сколько обойдется парковочный час?

Сегодня ценовой диапазон за паркоместо — 25 сомов. После автоматизации платных парковок будет установлена почасовая тарификация, 10 сомов за час и 5 сомов за час. Цена будет варьироваться и по зонам – в центре парковка обойдется дороже, на окраинах города – дешевле. По мере того, как город будет разгружен, цены на парковку вырастут.

— Люди обеспокоены, что с введением платных парковок дворы жилых домов и учреждений превратятся в бесплатные стоянки.

— Мы уже направили запросы по статистике автомобилей, которыми владеют жильцы каждого дома, во все МТУ, районные администрации. Эти цифры нам нужны для того, чтобы изыскивать места для стоянок автомобилей. Работу начнем на территориях рынков, далее займемся придомовыми территориями.

С января мы приступили к наведению порядка на территории Ошского рынка. Люди отчаянно сопротивляются, не хотят платить за парковки, не соблюдают порядок. Как скоро будут ощутимые результаты — сказать сложно. Многое будет зависеть и от самих людей, их зрелости и совести.

В планах — оборудование придомовых территорий видеокамерами, так как там будут резидентные парковки для собственников жилья. Для них парковки будут по льготной либо бесплатной квалификации. Во дворах частично будут организованы парковки для отдельных категорий людей — ЛОВЗ, инвалидов и ветеранов ВОВ.

— В развитых странах все парковки обозначены в навигаторах. Разрабатывается ли у нас мобильный сервис, в который будут включены участки дорог, разрешенные для стоянки авто, общедоступные бесплатные и платные парковки, парковки с ограничением и прочие объекты?

— Мы работаем над этим. При введении автоматизированной системы будет разработано мобильное приложение, скажем, «Парковки Бишкека», в котором автомобилисты будут находить парковочные места и зоны стоянок.

— Упорядочение парковок в столице является средством борьбы с пробками. Приведу конкретный пример. На участке улицы Гоголя, между проспектом Чуй и улицей Московской, полный завал. С обеих сторон улицы – стихийные парковки в два ряда. Крупногабаритные автобусы №48 и №35 с трудом протискиваются в трафике. Кто с этим должен бороться?

— Согласен, это очень сложный участок. На нем расположены школы, детские сады, офисы, административные здания. Сейчас Главархитектура исследует этот участок, на котором земельные участки взяты в аренду под гостевые парковки для частных лиц. Уже сегодня идет активная работа по расторжению этих договоров. Все это делается не для того, чтобы на их месте сделать муниципальные парковки. Мы рассматриваем вопрос иначе — сможем ли мы предоставить гражданам альтернативу парковке, и нужны ли они там вообще?

По этому поводу очень много возмущений, однако пассажиры и водители общественного транспорта, особенно крупногабаритного, выражают огромную благодарность за то, что мы освобождаем дороги от стихийных парковок. В качестве примера возьмем улицы Токтогула и Бейшеналиевой. Сейчас эти улицы заметно расчищены для движения транспорта.

Замечу, что самосознание и совесть автовладельцев в этой связи имеют огромное значение. Типичный пример из жизни. Женщина приехала за ребенком в школу и бросила авто посередине дороги с мыслями: «Ой, за пять минут ничего не случится». Именно за эти пять минут образуется гигантская пробка, и тысячи людей ждут одну безалаберную автомобилистку! За такое нужно наказывать жестко. Как видите, многие пробки создают сами люди, и государство тут ни при чем.

Наше МП «Бишкекские парковки и стоянки» тесно сотрудничает со службами эвакуаторов и УПСМ. Совместными усилиями мы приводим в порядок загруженные участки города. Замечу, что во многих странах эвакуаторные службы работают очень жестко, и все с этим согласны. У нас жесткие меры и крупные штрафы люди воспринимают в штыки, однако другого способа для наведения порядка, как наказание, пока нет.

— Немаловажен вопрос о культуре паркования. Одни вольготно ставят свой автомобиль сразу на два паркоместа, а другим приходится чудесным образом втискиваться в крошечное пространство. Что с этим делать?

— Автомобилисты требуют для себя условия, но даже при наличии парковочных мест ставят свой автомобиль небрежно, как бы транслируя всем: «Я — центр Вселенной». А другие вынуждены «проскакивать в игольное ушко», проявляя настоящее искусство паркования. Культурный законопослушный автомобилист в любой ситуации припаркует автомобиль максимально удобно для всех. Люди должны понимать, что нужно уважать друг друга и соблюдать Правила.

— Планируете ли строительство многоуровневых парковок? Каковы ближайшие перспективы развития такого паркинга в столице?

— Паркинг легкового автотранспорта в многоэтажных гаражах-стоянках и подземных паркингах популярен во всем мире. Он помогает решить вопросы, касающиеся улучшения пропускной способности дорог и ликвидации дорожных заторов. По поводу строительства многоуровневых парковок в Бишкеке есть много проектов, включающих объекты до 10-12 этажей.

Сейчас мы активно изучаем опыт разных стран мира, а он разный. Применить опыт, скажем, Москвы у нас невозможно — там дороги расширены и все автоматизировано. Исходить придется из того, что можно применить в наших условиях.

Нужно очень четко определить места строительства. Если построить многоэтажную парковку вдали от дорожных развязок, то это опять-таки  приведет к транспортному коллапсу. Допустим, строим парковку у стадиона «Спартак». После какого-либо значимого футбольного матча его зрители, одновременно выезжающие с парковки, образуют мощный затор. С подземными парковками то же самое. В Европе выехал из паркинга на дорогу из четырех линий и поехал! А у нас линий только две.

Бездумно многоэтажные паркинги мы возводить не будем, так как этот вопрос требует тщательной проработки.

— Теневой оборот от «кем-то организованных платных парковок» составляет миллионы сомов. Как долго будет существовать беспредел?

— Мы ведем единую политику по расторжению договоров с арендаторами. Следствием этой работы станет ликвидация теневого бизнеса на парковках.

— Спасибо Вам за беседу!

Беседу вела М. Евтеева

Фото И. Момоконова

Добавить комментарий