Проблемы на границе: Промедление убыточно

В стране, Новости

На кыргызстанско-казахстанской границе с начала года образуются километровые пробки. Эксперты отмечают как политические, так и экономические сложности, которые ведут к росту убытков кыргызстанских предпринимателей.

Длительные проверки

По словам председателя Ассоциации перевозчиков Кыргызстана Темирбека Шабданалиева, трудности проезда для большегрузных машин в начале года появились из-за принятых Казахстаном односторонних мер — дополнительных проверок недалеко от пограничного пункта пропуска «Кара-Суу» Казахстана, который находится напротив пункта пропуска «Ак-Тилек автодорожный» в Иссык-Атинском районе Чуйской области Кыргызстана.

«Погранслужбы обеих стран на пунктах перехода границы не требуют от водителей лишних документов, не проверяет досконально товар, доверяя снимкам сканеров. Но через 20 метров от таможенной зоны соседи установили пост Комитета доходов РК, и там инспекторы проверяют все машины вручную. На проверку одного большегруза уходит от четырех до шести часов! В результате образуется очередь из кыргызстанских автомашин, которые стоят в очереди от четырех до пяти дней. Водителям большегрузов и предпринимателям приходится возвращаться в Кыргызстан, если не хватает какого-либо документа, или его необходимо подтвердить. Конечно, такие действия инспекторов вынуждают давать им «в руку», чтобы поскорее пройти контроль», — рассказал Темирбек Шабданалиев.

Он добавил, что водители большегрузов из-за срыва сроков доставки товаров подрывают свой авторитет.

«Водители не выполняют обязательства о сроках поставки. По этой причине страдает и имидж республики, и подрывается международная торговля. Предприниматели не хотят связываться с кыргызстанскими перевозчиками из-за неизбежной волокиты, с которой они столкнутся при пересечении кыргызстанско-казахстанской границы», — сообщил председатель Ассоциации перевозчиков Кыргызстана.

История вопроса

Напомним, первые серьезные сложности на границе начались в октябре 2017 года после резкого выступления президента КР Алмазбека Атамбаева в адрес властей Казахстана. Именно тогда водители большегрузов столкнулись с «блокадой» и были вынуждены «простаивать» перед кыргызстанско-казахстанскими КПП часами, а то и днями.

В декабре ставший президентом страны Сооронбай Жээнбеков наладил отношения с Нурсултаном Назарбаевым. Президенты подписали договор о демаркации госграницы и соглашение, регулирующее пограничные и фитосанитарные проблемы.

Эксперты отмечают, что повышенное внимание казахстанской стороны на таможне вызвано неготовностью Кыргызстана соответствовать стандартам ЕАЭС – наши предприниматели по сей день не готовы проходить таможенные, фитосанитарные и прочие процедуры на должном уровне. Подливают масла в огонь и теневая экономика, и неистребимая контрабанда из Китая.

По мнению Темирбека Шабданалиева, есть несколько очевидных целей, которые преследует казахстанская сторона.

«Казахстану выгоднее, чтобы товарные потоки из Китая шли напрямую к ним, а не через Кыргызстан. Они стремятся своими действиями дискредитировать кыргызстанских предпринимателей. Это своего рода торговая война. Другая цель — длительными проверками вынуждать кыргызстанских перевозчиков платить мзду», — предположил Темирбек Шабданалиев.

Нужна помощь

Автоперевозчики уже обращались к властям за помощью. Вице-премьер-министры Кыргызской Республики Жениш Разаков и Замирбек Аскаров ознакомились с ситуацией на кыргызско-казахстанском участке государственной границы и 21 января встретились с автоперевозчиками. По итогам встречи с автоперевозчиками профильные госорганы получили поручения для минимизации последствий сложностей при пересечении границы. Но время идет, а большегрузы стоят.

Темирбек Шабданалиев заметил, что представители Кыргызстана в Евразийской экономической комиссии не могут или не хотят отстоять интересы нашей страны в ЕАЭС. «Нужно обращаться в международные организации – Всемирную таможенную организацию, в ООН, чтобы они помогли решить трудности. Планировалось, что в ЕАЭС упростится торговля между странами, а на деле мы видим, что договоренности не соблюдаются. С этим нужно разбираться», — подчеркнул он.

31 января главы правительств стран-участниц ЕАЭС встретились на заседании Евразийского межправсовета в Алматы. Кыргызстан на саммите представлял вице-премьер Жениш Разаков, но позже туда приехал и премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев. Он напомнил собравшимся, что ЕАЭС создавался для стабильного развития стран-участниц и повышения уровня жизни граждан.

Сейчас многие автоперевозчики каждый день живут в надежде, что после встречи премьер-министров Казахстан все же смягчит для Кыргызстана проверки большегрузов.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий