Контроль топлива: Ни литра мимо кассы!
С 1 января 2020 года нефтетрейдеры, осуществляющие ввоз, хранение, производство и реализацию нефтепродуктов, обязаны подключиться к электронной системе учета и контроля ГСМ. Повлечет ли это вынужденное повышение цен на топливо, «АВТОгид» поговорил с исполнительным директором Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канатом Эшатовым.
Постановлением правительства от 17 сентября 2016 года утверждено Положение о порядке учета и контроля нефти и нефтепродуктов на территории КР, а также технические требования к электронной системе учета и контроля нефти и нефтепродуктов. Так, субъекты предпринимательства, осуществляющие ввоз, хранение, производство и реализацию нефтепродуктов, обязаны внедрить и начать применение автоматизированной электронной системы отпуска нефтепродуктов с 1 января 2020 года. В свою очередь субъекты предпринимательства, осуществляющие розничную продажу нефтепродуктов на автозаправочных станциях, обязаны с 1 января 2020 года применять контрольно-кассовые машины с функцией печати с указанием на контрольно-кассовом чеке информации о реализуемом виде топлива, количестве, цене и итоговой цене, кода ТН ВЭД ЕАЭС по каждому наименованию топлива.
— Канат Советбекович, расскажите, с какой целью вводятся электронный учет и контроль нефтепродуктов.
— В первую очередь это делается для пополнения госбюджета через налоговые органы. Во-вторых, система будет работать в целях учета и контроля поступления и реализации ГСМ на территории республики, ведь не все нефтетрейдеры страны работают честно.
У некоторых крупных компаний, которые осуществляют деятельность на нашем рынке, уже давно установлены такие системы. По их работе все четко видно, и проблем с ними нет. Как только ГСМ прибывают на границу страны, видно, сколько топлива уходит на нефтебазу, сколько на АЗС и к конечным потребителям. Налоги поступают исправно.
К сожалению, на большей части АЗС республики такая система не установлена. Во время проведения аудита заправок выяснилось, что у некоторых компаний с каждых десяти литров отчет в ГНС уходит только за один литр. Остальные литры остаются «непробитыми» либо не сопряжены с отчетами для налоговиков. Преимуществом новой системы является то, что, как только оператор АЗС нажмет кнопку и пробьет чек, информация о продаже ГСМ on-line попадает в ГНС.
В составе рабочей группы по инициативе нефтетрейдеров мы в прошлом году анализировали рынок Кыргызстана. По нашим подсчетам из 921-й АЗС страны программой оснащены только около четырехсот станций. Когда мы с разработчиками проекта Положения о порядке контроля и учета ГСМ проводили осмотр, на 60% заправок не были установлены программы отчетности. Скоро мы будем проводить мониторинг и тогда выясним, какова ситуация на сегодняшний день. Сейчас пока что ведем разъяснительные беседы для компаний.
Аналогичный опыт был в Таджикистане. Там меньше половины АЗС были оснащены автоматизированной системой учета ГСМ, а когда власти обязали всех работать «правильно», то в первый же месяц поступления налогов увеличились на 40%. Показатели же за полугодие выросли до 70%.
— Каким образом компании получат доступ к автоматизированной системе учета ГСМ?
— Приобретать систему компании должны сами, но для них предусмотрены льготы. Компании вложат деньги в приобретение системы, но позже это будет компенсировано. В течение года затраты им будут возмещены по налогам и другим льготам. Сейчас прорабатываются поправки в постановление, чтобы нововведение не отразилось на бизнесе негативно. Мы создаем для всех нефтетрейдеров одинаковые условия, по которым все будут работать, и, по нашим прогнозам, ожидается рост поступлений в госбюджет
— В какую сумму обойдется компаниям приобретение автоматизированной системы?
— В ходе проработки инициативы мы рассматривали компании, предоставляющие программное обеспечение. В среднем его стоимость варьировалась от 2 000 долларов до 5 000 долларов. Мы не ограничиваем компании в выборе, может, им удастся приобрести систему дешевле. Главное, чтобы программа могла совмещаться с базой данных ГНС, а ее работа была корректной.
— В постановлении указано, что система должна стоять на АЗС с 1 января 2020 года. Планируется ли период, когда компании не будут штрафовать за ее отсутствие?
— Нет, адаптационного периода для нефтетрейдеров не предусмотрено. Практически для всех компаний приобретение программного обеспечения не является проблемой. Конечно, для небольших фирм это будет затруднительно в плане расходов, но все равно смягчающих условий не будет.
— Какова сейчас сумма налога с каждого литра ГСМ?
— На недавней пресс-конференции мы на базе Аи-92 объясняли всем, что сумма налога с литра топлива составляет 8,3 сома. Представьте себе, какие суммы идут в обход ГНС.
— Как продвигается вопрос беспошлинных поставок ГСМ из Казахстана?
— Решение вопроса тянется с августа прошлого года. Власти говорят, что «через неделю подпишем все документы с казахской стороной», но нефтетрейдеры понимают, что наша сторона не готова к быстрому решению вопроса. Об этом твердят и в Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования. Там считают, что подписываться на сотрудничество с Казахстаном на таких условиях — большая ошибка.
— Большое спасибо за беседу!
Беседу вела О. Башкирова
Фото из Интернета