ОСАГО: Окончательный старт или очередной перенос?
На минувшей неделе на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике депутаты подняли вопрос об ОСАГО. Если в начале года они уверяли, что Кыргызстан не готов к этому виду обязательного страхования, то сейчас они уверены, что в ближайшее время нужно приступить к штрафным санкциям за отсутствие страховых полисов у автомобилистов.
Из «досье» «автогражданки»
Напомним, закон КР об ОСАГО был принят 24 июля 2015 года и должен был вступить в силу 7 февраля 2016-го. Но депутатами Жогорку Кенеша в январе 2016 года был инициирован законопроект о продлении на три года срока вступления в силу закона — до 7 февраля 2019 года. И вроде бы в конце 2018-го были подготовлены все проекты подзаконных нормативно-правовых актов для полноценной реализации закона, но депутаты в начале текущего года заговорили о дополнительной отсрочке, потому что «народ не готов»!
«Несмотря на то, что все нормативно-правовые акты, необходимые для введения автострахования, правительством на сегодняшний день подготовлены, за время двухлетней отсрочки нужно выработать еще более углубленный комплекс мер, который обеспечит максимально безболезненный и эффективный переход к автострахованию в интересах граждан», — говорили тогда депутаты.
Однако дальше разговоров дело не пошло, никаких документов об этом не было подписано правительством, поэтому 7 февраля 2019 года закон вступил в силу. А ведь для старта работы закона не хватило только подписи премьер-министра, утверждающей проект тарифов страхования. Были б тарифы, Госфиннадзор мог бы начать выдачу лицензий страховым компаниям, чтобы те приступили к страхованию автомобилистов.
Тогда некоторые эксперты говорили, что, вероятно, процесс ОСАГО в Кыргызстане намеренно затягивается из-за предстоящих парламентских выборов в 2020 году. Но власти, конечно, опровергали это, уверяя, что отсрочка должна поддержать кыргызстанцев. «С начала года вступил в силу ряд Кодексов и законов, предполагающих в том числе повышение штрафов за нарушение Правил дорожного движения. Учитывая, что ОСАГО предусматривает дополнительную финансовую нагрузку на участников дорожного движения, в первую очередь на наших автовладельцев, правительство считает, что решение о переносе вступления его в силу на данный момент будет логичным и правильным шагом», — говорили тогда.
Единственная страна СНГ без ОСАГО
И вот спустя девять месяцев депутаты заговорили о том, что будет неплохо, если закон в Кыргызстане начнет работать, ведь мы единственная страна СНГ, которая не ввела обязательное страхование автогражданской ответственности.
«Мы вели переговоры, изучали ситуацию. В итоге пришли к мнению, что ответственность за отсутствие полиса ОСАГО надо вводить поэтапно», — сказал депутат Акылбек Жапаров на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике 10 сентября.
По словам президента Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбека Молдокулова, депутаты в ближайшее время будут разрабатывать комплекс мер, чтобы закон начал работать с первого января 2020 года.
«Они хотят, чтобы с первого января 2020 года в обязательном порядке начали страховаться юридические лица, иностранные граждане и государственные органы. На втором этапе, чтобы с середины 2020 года к ОСАГО приступили физические лица. Но для адаптации людей пока что их не будут штрафовать — до 2021 года», — пояснил Сабырбек Молдокулов.
По его словам, представители страховых компаний начали проводить встречи, планировать грядущую работу. К слову, некоторые страховщики по сей день настроены скептически, ведь уже дважды компании вкладывали деньги для осуществления деятельности по ОСАГО, снимали помещения, нанимали персонал. В последний момент, когда все силы и средства страховых компаний были брошены на подготовку к реализации ОСАГО, депутаты сообщали об очередной отсрочке.
«Депутаты планируют в ближайшее время подписать все документы и подготовить почву к обязательному страхованию автогражданской ответственности, чтобы с нового года закон заработал как надо», — отметил Сабырбек Молдокулов.
Еще раз про ОСАГО
Главная причина негативного отношения кыргызстанцев к ОСАГО — страх и непонимание значения страхования, ведь в стране мало работают с продуктами страхования. Многие считают, что обязательное страхование — это своего рода форма налогообложения. На самом деле страхование — это финансовая защита в непредвиденных ситуациях.
ОСАГО — это добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. К рискам, покрываемым ОСАГО, относятся причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, ущерб, который владелец авто причинил имуществу других участников дорожного движения.
В ближайшее время депутаты примут окончательное решение о сроках старта обязательного страхования автогражданской ответственности в Кыргызстане. Опять ждем. Чего ждать: окончательного старта или очередного переноса?
П. Васильев
Фото из Интернета