Тарифам на общественный транспорт суждено вырасти?

В стране, Новости

Несколько раз в год поднимается вопрос повышения цен на проезд в общественном транспорте. Бывало, водители устраивали забастовки, чтобы привлечь внимание к проблеме и вынудить власти принять решение. На прошлой неделе, 28 августа, в СМИ появилась информация, что глава автоперевозчиков пассажирского транспорта Алтынбек Доспаев заявил о необходимости повышения стоимости за проезд в маршрутках до 18-20 сомов.

Тарифы вырастут?

По словам Алтынбека Доспаева, тариф должен вырасти до 18-20 сомов, поскольку водители ежемесячно тратят на обязательные выплаты — лицензию, страховку, отчисления в соцфонд, ремонт и амортизацию авто — более 20 000 сомов. Дополнительной причиной повышения стоимости проезда, по мнению Алтынбека Доспаева, является сокращение водительского состава маршрутчиков — из пяти тысяч маршрутных такси на линию выходят только две с половиной.

«Если сейчас не поднять стоимость проезда, водители просто уйдут, а существующий парк автобусов не справится с пассажиропотоком», — сказал Доспаев.

В свою очередь заместитель главы Управления городского транспорта при столичном муниципалитете Нурлан Атыканов пояснил, что вопрос повышения цен на проезд поднимается пассажироперевозчиками ежегодно.

«В прошлом году на заседании рабочей группы мы просили Ассоциацию автоперевозчиков предоставить нам четкие экономические обоснования для повышения тарифа, но они не сделали этого. Поэтому до сих пор повышения цен не было», — пояснил Атыканов.

К слову, в последний раз тариф на проезд в общественном транспорте пересматривался в 2012 году. В Казахстане и некоторых регионах России цены на проезд повышают каждые 4-5 лет.

Понятное обоснование

Пассажироперевозчики и некоторые чиновники предлагают увеличить цену за проезд в общественном транспорте на 50% и более. Причины называются одни и те же — дорогое топливо, большие расходы.

В 2014 году водители маршруток устроили забастовку и не вышли на линии. Они требовали повышения платы за проезд и отмены штрафа (3 000 сомов) за стоящих пассажиров. Прошлой весной ситуация повторилась. В день забастовки троллейбусные и автобусные автопарки с перевозками не справлялись. Так владельцы транспортных предприятий показали городским властям и жителям столицы колоссальную зависимость от маршруток.

То и дело столичные чиновники обещают «молочные реки и кисельные берега»: «Избавим Бишкек от мелкогабаритного общественного транспорта, закупим троллейбусы и автобусы в значительном для города количестве, порядка 200-350 единиц»…

Многие уже не верят в утопичную картину, как по чистому зеленому городу-саду Бишкеку будут ездить только троллейбусы и крупные автобусы на газе и электричестве. Трезво оценивая ситуацию, понятно, что в ближайшем будущем этого точно не случится.

В погоне за деньгами…

Все кому не лень ругают маршрутчиков за грязь в салоне, духоту, избыток людей и несоблюдение ПДД. При неизменном тарифе в 10 сомов водителями руководит банальное желание заработать, а думать о комфорте и безопасности пассажиров им просто недосуг. Стоимость проезда низкая, значит, во главу угла ставится объем пассажироперевозок.

Экономисты поясняют, что, если маршруточники перестанут объезжать пробки по «встречке», обгонять друг друга и набивать бус под завязку, их заработок будет мизерным. Равным образом владельцы автотранспортных предприятий не стремятся инвестировать средства в ремонт и обслуживание машин — ведь они лишатся части дохода. Как видно, никто не хочет тратить свои деньги, поэтому зачастую мы ездим на «ушатанных» и дискомфортных маршрутках.

Мнение большинства

Против самих маршруток, а уж тем более против повышения цен на проезд в них выступает большинство горожан, некоторые считают, что неплохо было бы цену даже снизить.

«Уважаемые водители маршруток и их руководство! Выстройте схему, которая будет работать, как швейцарские часы. В Бишкеке нет регулярного интервала, водители часто хамят, салоны грязные, между сидениями невозможно узкие расстояния, вентиляция салона, как в парилке, манера вождения — будто участвуем в козлодрании. А теперь вопрос: за что платить 20 сомов?» — написал один из пользователей «Дизель Форума».

Пожалуй, городским властям пора засучить рукава и разрешить давно назревший вопрос. Неровен час, что в один «прекрасный» день маршруточники вновь напомнят о том, как зависимы пассажиры от их услуг.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий