Платные дороги: Благополучие или обдираловка?

В стране, Мы и автомобиль, Новости, Статьи

На минувшей неделе в Минтрансе сообщили, что объездную дорогу от Бишкека до села Чым-Коргон планируется сделать платной. Эта новость вызвала большой резонанс в обществе, ведь в стране нет платных трасс. Исключение составляет оплата проезда через тоннель на перевале Тоо-Ашуу. Нам удалось разобраться, насколько серьезно настроен Минтранс и как все будет реализовано.

Еще не время

На сегодняшний день идет рассмотрение проекта внесенных в закон «Об автомобильных дорогах» изменений. Проект был обнародован чуть меньше года назад на сайте Министерства транспорта и дорог.

«Платные дороги в стране появятся еще не скоро. Для этого потребуется несколько лет. Появившаяся на прошлой неделе информация о проекте перевода на платную основу объездной дороги от улицы Алма-Атинской до села Чым-Коргон поспешна и не совсем точна. Пока только идут разговоры о том, как будут реализованы платные дороги, какие будут льготы, рассматривается проект о внесении изменений в закон «Об автомобильных дорогах», где указаны пункты о платных дорогах. О конкретных участках пока нет и речи», — рассказал руководитель экспертной группы по вопросам платных дорог Министерства транспорта и дорог КР Нурлан Кайынбаев.

В Минтрансе добавили, что в настоящее время проект закона по внесению изменений в закон «Об автомобильных дорогах», в части установления требований к платным автомобильным дорогам, распределения средств, поступающих от взимания платы, условий перевода дорог на платную основу, согласован с государственными органами и внесен на рассмотрение аппарата правительства.

Сколько людей – столько мнений

В социальных сетях и на форумах люди ругали новую инициативу, якобы мы и так платим налог на имущество четвертой группы — транспортный налог, все у нас делается абы как, и вообще, есть масса причин, чтобы отказаться от такой идеи.

«Бред какой-то, во всем мире платные дороги инвестор строит с нуля рядом с существующей трассой. Власти, стройте рядом с объездной новую дорогу и делайте хоть по пять тысяч сомов проезд! Но чтобы существующую дорогу взять и просто сделать платной — это только у нас возможно», — возмутился пользователь «Дизель Форума».

«Два месяца ездил по России туристом на авто. Там действительно много платных дорог, но их реально строят с нуля: никому в голову не придет просто взять и сделать дорогу платной. Там специально строят альтернативную платную транспортную артерию — со всей инфраструктурой, обязательно с разделителем, через каждый километр телефоны стоят, освещение, минимум две полосы в каждую сторону. К тому же, разрешенная максимальная скорость там 110-140 км/ч, при разрешенной по ПДД вне города 90 км/ч. В этом случае реально понятно, за что ты платишь деньги. При этом бесплатная дорога тоже в отличном состоянии. Я специально ездил и сравнивал. По бесплатной разве что медленнее едешь», — прокомментировал другой пользователь «Дизель Форума».

«Да не будет у нас платных дорог. У платной дороги по правилам есть один въезд со шлагбаумами и дальше никаких перекрестков до самого конца. А у нас на объездной от Алма-Атинки до Чым-Коргона через каждый километр перекресток. А еще через каждые 500 метров выезды с полевых дорог. Платной ее не сделать при всем желании. И все остальные дороги у нас в стране такие же», — подчеркнул еще один пользователь Форума.

Нужно финансирование

Решение о создании платных дорог было принято еще в 2016 году, когда утверждали Стратегию развития дорожного сектора Кыргызстана с 2015 до 2025 года. По данным Минтранса, у них в ведении находится 18 850 километров дорог по стране. Из них 6 000 километров дорожного полотна — это заасфальтированные трассы. Для ремонта этих дорог ежегодно выделяется порядка двух миллиардов сомов из республиканского бюджета — примерно 50-60% от реальной потребности. А ежегодное увеличение протяженности реабилитированных и построенных дорог требует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета на их ремонт и содержание.

Ожидается, что благодаря внедрению государственно-частного финансирования платные дороги снизят нагрузку на госбюджет, поскольку собранные финансы за проезд по ним помогут содержать транспортные пути в надлежащем состоянии.

Закон позволяет

В проекте закона «Об автомобильных дорогах» сказано, что в Кыргызстане могут создаваться платные автомобильные дороги. В этом случае на автодорогах должно быть обеспечено улучшение условий и существенная экономия времени движения транспортных средств.

Однако проект закона предлагает исключить норму о наличии альтернативной дороги при создании платной автомобильной дороги. То есть придется платить – хочешь ты этого или не хочешь.

Впрочем, проект закона предусматривает систему льгот для общественного транспорта, ТС местного населения, проживающего близ платной трассы, специального транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций.

«Принятие предложенных изменений и дополнений в закон «Об автомобильных дорогах» позволит в условиях ограниченности государственного бюджета и его социальной направленности дать возможность справедливого использования автодорог по принципу «кто пользуется — тот и платит», а также положить основу для привлечения средств в рамках государственно-частного партнерства», — гласит проект закона.

По прогнозам экспертов, ежегодные сборы по платным автомобильным дорогам в будущем составят порядка двух миллиардов сомов.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий