«Верховина»: Мопед из прошлого тысячелетия

Два колеса, Статьи

Доводить до идеального состояния можно не только раритетные автомобили, но и мотоциклы. Это на своем примере доказал Руслан Велиляев, который окончил первый курс университета. Несмотря на столь юный возраст, Руслан очень хорошо разбирается во всех тонкостях реставрации мотоциклов. Глаза молодого человека светились неподдельным интересом и энтузиазмом, когда он увлеченно рассказывал о ходе своей работы.

— Руслан, расскажите немного о себе.

— Сейчас я учусь в КГТУ им. И. Раззакова по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Эта специальность непосредственно связана с моим увлечением — ремонтом и реставрацией мотоциклов. Увлекаюсь этим делом уже три года — за это время успел набраться опыта в восстановлении мотоциклов. «Верховина» — это вторая моя работа. Первой была «Рига-26», или, как ее еще называют, «Мини». Спустя некоторое время я продал «Ригу» и начал работу над новым мотоциклом.

— Откуда такая любовь к раритетным мотоциклам?

Однажды я спросил у отца, какая техника была популярна в Советском Союзе, на каких мотоциклах и машинах ездили в то время. Он рассказал мне много занимательного про советские мотоциклы. Эта тема меня сильно заинтересовала, и я нашел в Интернете на сайте объявлений «Ригу-26». Устроился на работу, накопил денег и купил этот мотоцикл. Он оказался не в самом хорошем состоянии, и я начал работать над его восстановлением. В этом мне помогал отец, который научил меня азам реставрации.

Верховина во время реставрации

— Как к Вам попала «Верховина»?

Когда я учился в десятом классе, мы с другом нашли этот мотоцикл у него дома. Он был буквально закопан под грудой всякого хлама. «Верховина» сразу привлекла внимание своим необычным видом — педали у нее были, как у велосипеда. С мальчишеским азартом мы запрыгнули на него и сразу же решили прокатнуться. Проездил мотоцикл где-то неделю, потом начались первые проблемы. Под конец он окончательно «встал» и больше не ездил. Спустя две недели я выкупил у друга «Верховину» и приступил к ее реставрации.

— Расскажите о процессе реставрации мотоциклов. Как он протекает?

Сначала весь корпус зачищается до металла, наносится слой грунтовки, а затем краска. После краски можно наклеить логотип, который мы специально заказываем в типографии. Также нужно перетянуть сидение и заменить все недостающие и вышедшие из строя детали. Например, фонарь и крышку бака на «Верховину» мы нашли только в Токмаке. Что касается технической составляющей, то мотор пришлось перебирать три раза, прежде чем он начал работать как надо.

Выставка позле мото-бара Перцы

— Руслан, Вы планируете заняться реставрацией автомобилей?

— Да, собираюсь, если найдем что-нибудь действительно интересное. Хотя с этим есть проблемы, ведь процесс восстановления машин гораздо более затратный и трудоемкий. Нужны более специализированный инструментарий и запчасти, которые зачастую очень сложно найти на нашем рынке. Приходится их заказывать либо придумывать аналоги.

— Как используется «Верховина» в повседневной жизни?

В основном просто стоит в гараже. Иногда выезжаю на мотоцикле, чтобы удивить людей или для участия в выставках. В прошлом году, например, принял участие в выставке возле мотобара «Перцы», а в этом году – ретровыставке возле ресторана «ГлавПивТрест».

Ретровыставка возле ГлавПивТреста

— Что будете реставрировать после «Верховины»?

Хотелось бы сделать реплику гоночного мотоцикла «Рига-9С», который выпускался с 1954 года. В обиходе его нельзя было увидеть, так как он предназначался только для шоссейно-кольцевых гонок. У него стоял пятидесятикубовый мотор с водяным охлаждением и пятиступенчатой коробкой передач. Для того времени это был очень мощный двигатель. «Рига» развивала скорость до 150 км/ч — большое достижение для 60-х годов. Мы планируем создать копию этого мотоцикла: сделать обтекаемый корпус из стекловолокна, поставить такой же пятидесятикубовый мотор, изготовить похожие трубы и резонаторы. «Ригу-9С» планируется сделать максимально похожей на оригинал, форсировав некоторые детали.

«Верховина-3» всегда становится мотогероем любых ретровыставок, «разбавляя» своим присутствием сплошные ряды машин. Свое творение Руслан ассоциирует с мотоциклом главного героя фильма «Приключения Электроника» — Сергея Сыроежкина.

Беседу вел И. Сигитов

Фото из архива Р. Велиляева

Добавить комментарий