Ассоциация автошкол: Кто ставит палки в колеса?

Мы и автомобиль, Статьи

Ассоциация автошкол и автомобилистов Кыргызстана была создана четыре года назад, чтобы оказывать поддержку водителям — как начинающим, так и бывалым. С подачи этой организации в стране происходят многие преобразования в процессе подготовки курсантов автошкол и при сдаче экзаменов в РЭО. Но судьба самой Ассоциации сегодня находится под вопросом из-за множества преград, которые препятствуют ее эффективной работе.

Успехи Ассоциации

В конце 2017 года в районных экзаменационных отделениях была введена новая система приема экзаменов у кандидатов на получение водительского удостоверения. Такую идею предоставили властям представители Ассоциации автошкол и автомобилистов КР. На протяжении полутора лет экзамены проводятся при ужесточенном контроле: в РЭО установлены видеокамеры, а перед тем, как сесть за компьютер, будущие водители проходят процедуру биометрической идентификации лица. Курсант на экзамене должен ответить на 20 вопросов в течение 25 минут. Сдавшими успешно считаются те, которые ответили правильно на 18 вопросов.

«Все эти меры направлены на улучшение системы проверки теоретических знаний курсантов Правил дорожного движения и искоренение процедур незаконного прохождения экзаменов и получения водительских удостоверений, что впоследствии должно повысить уровень безопасности на дорогах по всей стране», — говорят в ГРС.

Поскольку процесс был усложнен для сокращения коррупционных рисков, при поступлении в автошколу человека регистрируют в общей базе, при помощи которой можно отследить, действительно ли этот курсант посещал занятия в автошколе. По словам президента Ассоциации автошкол и автомобилистов КР Рустама Рузиева, отныне очень сложно «купить «права», и это обнадеживает, что постепенно везде будет налажен порядок.

«Мы взаимодействуем с подобными российскими ассоциациями и обмениваемся опытом. Были ситуации, когда мы внедрили что-либо успешно в Кыргызстане, а у наших соседей это пока не получается. Отрадно, что мы можем подавать пример», — отметил Рустам Рузиев.

Но есть в бочке меда и ложка дегтя. В известных строках басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак» говорится: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Так можно охарактеризовать ситуацию, складывающуюся среди автошкол, состоящих в Ассоциации, и ведомств, ответственных за регулирование их работы.

Согласья нет…

По словам президента Ассоциации автошкол и автомобилистов КР Рустама Рузиева, на встречах представители многих автошкол не могут прийти к общему знаменателю в плане улучшения работы.

«Члены Ассоциации понимают, что идеи, которые мы предлагаем разработать, полезны. К сожалению, их почти никто не поддерживает, ведь тогда нужно будет работать сверхурочно и, возможно, бесплатно. Сейчас все пытаются заработать как можно больше, в том числе и на курсантах, и мало кто задумывается о будущем и о том, кем станут нынешние водители», — сокрушается Рустам Рузиев.

Представители Министерства образования и науки и других соответствующих ведомств не стремятся способствовать улучшению работы и предоставлению качественных услуг начинающим водителям.

«У нас нет ни одного документа, который бы определял, что такое автодром, но при проверках от Министерства образования и науки автошколы должны показывать документы, указывающие на наличие и местонахождение автодрома. Значит, необходимо разработать документ с грамотным определением. Однако ни представители автошкол не хотят заниматься этим, ни работники Минобразования, ни Агентства профтехобразования, которому с недавних пор поручено проверять работу автошкол. Есть еще множество примеров документов, которые якобы есть, но они уже устарели — некоторые работают с 70-х (!) годов прошлого столетия. Конечно, их нужно обновлять и пересматривать», — отметил президент Ассоциации автошкол и автомобилистов КР.

Проблемным моментом является и учебная программа, по которой обучают курсантов автошкол. Так, сегодня по плану на основы медицины для водителей положено всего восемь (!) часов. К тому же, многие правила оказания первой помощи пострадавшим тоже устарели. «В книге, по которой учат водителей, указано, что при носовом кровотечении у пострадавшего в ДТП необходимо запрокинуть его голову назад. Однако сейчас медики говорят, что этого делать не рекомендуется и есть иной порядок действий. Значит, этот раздел необходимо обновить и обучать курсантов грамотному оказанию помощи», — подчеркнул Рустам Рузиев.

Пожаловался Рустам Рузиев и на нехватку преподавателей, и, зачастую, их некомпетентность. «Инструктором в автошколе может работать любой водитель, имеющий опыт вождения более трех лет. Но вот преподавать теоретический материал может не каждый — нужны специалисты, и их очень мало. Усугубляется ситуация тем, что преподаватели зарабатывают в месяц в среднем 5 000 – 7 000 сомов, поэтому мало кто желает идти на такую работу», — отметил он.

Сегодня расценки на обучение в автошколах по стране колеблются от 3 500 до 5 000 сомов за курс — 2,5 месяца. «При учете содержания самой автошколы и учебных машин, зарплаты преподавателям и другим сотрудникам заведения стоимость обучения за курс должна быть в пределах 13 000 – 15 000 сомов. Однажды на круглом столе с участием налоговой службы, Минобразования и ГРС мы поднимали вопрос увеличения стоимости обучения, но к общему мнению так и не пришли. Знаю, что на Иссык-Куле руководства автошкол договорились между собой и немного подняли цену за обучение, а, следовательно, и зарплаты сотрудникам», — сообщил Рустам Рузиев.

Дело пойдет на лад?

В апреле премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев назначил Алмаза Мамбетова председателем Государственной регистрационной службы. Ранее Мамбетов занимал должность мэра Балыкчи. Напомним, именно там в конце прошлого года собственными силами всего за 15 млн сомов был запущен проект «Безопасный город», который включает в себя два направления: общественная и дорожная безопасность. Для обеспечения общественной безопасности в местах скопления людей установлены 84 камеры, которые уже помогли раскрыть 19 преступлений.

По словам Рустама Рузиева, именно при поддержке председателя ГРС Алмаза Мамбетова, который заинтересован работой и идеями Ассоциации автошкол и автомобилистов КР, есть надежда реализовать все планы по улучшению работы автошкол в стране и тем самым по повышению уровня безопасности автомобилистов.

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий