Там, где сошлись север и юг: Жизнь перевала Тоо-Ашуу

В стране, Новости

Тоннель на перевале Тоо-Ашуу является связующим звеном севера и юга республики. Ежедневно по нему проезжают более 2 000 автомашин, включая легковой и грузовой транспорт. О том, как обслуживается тоннель и каково его состояние на сегодняшний день, «АВТОгид» поговорил с заместителем начальника тоннельной службы Министерства транспорта и дорог КР Уланом Сатыкуловым.

За сутки через тоннель на перевале Тоо-Ашуу проезжает порядка двух тысяч машин в одном направлении. Режим пропуска авто круглосуточный. 

— Улан, расскажите, пожалуйста, о параметрах тоннеля на перевале Тоо-Ашуу, его строительстве и реконструкции.

— Тоннель имени К. Кольбаева находится на 129-132 км автодороги Бишкек — Ош, на перевале Тоо-Ашуу на высоте 3 200 метров над уровнем моря. Его строительство началось в 1957 году, а в эксплуатацию он был сдан в 1964-ом. Тоннелю в этом году исполнится 55 лет! Его протяженность — 2 510 метров, ширина — 6,3 метра, а высота — 6,5. По проекту тоннель предназначен для проезда легковых автомашин, ЗИЛов и ГАЗелей, однако сейчас по нему передвигаются многочисленные многотонные фуры.

В 1999 году корейская фирма «Самсунг» начала реконструкцию тоннеля, которая длилась два года. С тех пор прошло 18 лет, и многие водители негативно отзываются о качестве дорожного покрытия внутри каменного коридора.

— В тоннеле 18 апреля случилось задымление. По какой причине это произошло?

— Задымление было из-за неисправности бензовоза. Наши службы отреагировали очень быстро — по камерам, находящимся внутри коридора, увидели происшествие и оперативно отправили туда специалистов. Движение автомобилей было остановлено. Вентиляторы хорошо справились с задачей — спустя час тоннель проветрился, восстановилась видимость, и мы смогли снова пропускать машины. Неисправный бензовоз еще несколько дней стоял за пределами тоннеля из-за поломки двигателя.

— Какими устройствами оснащен тоннель для контроля обстановки в нем?

— На сегодняшний день в круглосуточном режиме работают 28 видеокамер и 32 телефона аварийной связи. В тоннеле установлено 502 осветительных прибора, 11 вентиляторов мощностью 30 кВт постоянно проветривают коридор от выбросов выхлопных газов. При повышении нормы содержания углекислого газа на 17% срабатывают датчики загазованности. Оператор на мониторе видит «сигнал» и дает команду остановить пропуск авто через тоннель до улучшения показателей.

— Сколько специалистов обслуживают тоннель, и как они дежурят?

— Сейчас на месте работают 53 сотрудника Дорожно-эксплуатационного управления-9. На перевале Тоо-Ашуу постоянно дежурят трое сотрудников МЧС, четверо представителей из Главного управления государственной специализированной службы охраны (ГУГССО МВД КР) и медработники тоннеля. Все они работают вахтовым методом.

— Какие проблемы возникают при обслуживании тоннеля?

— Практически никаких. Ежегодно по графику мы проводим профилактику систем вентиляции и реконструкцию асфальтобетонного покрытия. Поломки в тоннеле происходят редко, и все они оперативно устраняются нашими специалистами. Благодаря камерам видеонаблюдения мы отслеживаем ситуацию в коридоре в онлайн-режиме, диагностируем выход из строя оборудования.

— Случались происшествия с автомобилями в тоннеле?

— Грузовые автомашины мы пропускаем по реверсивному режиму движения: сначала двигаются авто с севера на юг, затем с юга на север. Легковые машины можем пропускать одновременно по двум направлениям. Происшествия в тоннеле нечасты — бывает, что машина заглохнет, колесо спустит. Чтобы избежать заторов в подобных ситуациях, наши операторы дают сигнал сотрудникам МЧС и милиции вывозить авто из коридора на дежурной машине. Все это занимает минимум времени — многие водители даже не успевают попить чай в ожидании разрешения проезда.

— Что запрещается делать водителям в тоннеле?

— В тоннелях строго запрещено останавливать машину. Исключением может быть ДТП или внезапная поломка. Также запрещено превышать установленную скорость движения, обгонять другие транспортные средства, разворачиваться и двигаться задним ходом. Под запретом — фото- и видеосъемка внутри тоннеля. В коридоре нельзя выбрасывать мусор — для этого имеются специально отведенные места за пределами тоннеля.

— Ваш совет водителям, намеревающимся ехать через перевал Тоо-Ашуу?

— Перед поездкой по дороге Бишкек — Ош изучите прогноз погоды на ближайшие дни, также можете посмотреть на сайте www.smotri.kg онлайн-трансляцию того, что происходит по обе стороны от тоннеля. Проверьте техническое состояние автомашины, чтобы избежать неприятностей. Соблюдайте Правила дорожного движения, а во время езды по тоннелю переводите систему вентиляции салона в режим циркуляции, чтобы не дышать выхлопными газами, скопившимися в коридоре.

— Благодарю за беседу!

П. Васильев

Фото предоставлено У. Сатыкуловым

One thought on “Там, где сошлись север и юг: Жизнь перевала Тоо-Ашуу

Добавить комментарий