Автомобили против экологии

В стране, Новости

На минувшей неделе депутат Жогорку Кенеша Экмат Байпакпаев предложил ввести дополнительный сбор на бензин и дизельное топливо, приобрести устройства по мониторингу состава воздуха и последовательно улучшать экологию.

Так оно и есть

Уровень автомобилизации в Кыргызстане очень высок, хотя автопарк страны очень устарел. Только в Бишкеке зарегистрировано около 450 000 единиц автотранспорта. В Концепции по переходу к зеленой экономике республики сказано, что автомобили страны потребляют некачественные нефтепродукты, которые после переработки двигателями выбрасывают в атмосферный воздух частицы тяжелых металлов, оксидов углерода и азота, углеводородов. Эти выбросы негативно влияют на здоровье людей: повышается риск заболеваний внутренних органов — легких, сердца. По последним оценочным данным Всемирного банка, в 2013 году в мире зарегистрировано 5,5 миллиона случаев преждевременной смерти, связанных с загрязнением воздуха, это один случай из десяти. По статистике, загрязнение воздуха наблюдается больше в растущих городах, где развивается экономика, и это способствует ухудшению состояния атмосферы.

Напомним, минувшей зимой датчики общественных организаций каждый день фиксировали превышение уровня загрязнения воздуха во всех районах Бишкека. Однако представители ГАООСиЛХ не могли представить подобную информацию — на их балансе датчиков нет. «К сожалению, в настоящее время правительство КР и соответствующие госорганы не проводят эффективных и действенных мероприятий по снижению уровня вредных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнений, в частности не внедряются новые меры по сбору компенсационных платежей за загрязнения», — говорится в справке-обосновании к законопроекту депутата.

Экмат Байпакпаев предлагает властям на основании статьи 15 Закона КР «Об охране окружающей среды» взимать плату за загрязнение окружающей среды и другие негативные воздействия на природу, за выбросы в атмосферу. По его подсчетам, если с каждого литра потребленного автотранспортом топлива взимать по 0,5 сома, то получится внушительная сумма, которую можно будет направить на природоохранные мероприятия, покрытие выпадающих доходов бюджета по защите окружающей среды и финансирование организации государственной системы наблюдения за атмосферным воздухом.

Деньги или экология

Экмат Байпакпаев также предлагает направить собранные от сбора деньги на благое дело — мониторинг загрязнений. По его мнению, многие автомобилисты, возможно, откажутся от пользования авто, если стоимость топлива вырастет.

Возможно ли это? В прошлом году стоимость бензина резко выросла, и «АВТОгид» беседовал с членами автоклубов столицы. Все они заявили, что недовольны повышением стоимости топлива, но отказываться от автомобилей не собираются — поднявшаяся на полтора сома цена их не испугала. Следовательно, мало кто откажется сесть за руль только потому, что придется платить за литр топлива на полсома больше. А вот находчивые предприниматели «под шумок» вздернут цены на товары и услуги.

Некоторые эксперты, критикуя инициативу депутата, отмечают, что лучше обязать нефтетрейдеров поставлять в Кыргызстан топливо класса не ниже Евро-5 и штрафовать их за нарушение этого правила. В результате станет возможным улучшение состояния воздуха и окружающей среды. Топливо Евро-5 намного экологичнее, там меньше вредных примесей. Отчего же нам не перенять этот опыт и не перейти на экологические стандарты топлива Евро-4 и Евро-5, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах?

Гражданский порыв Экмата Байпакпаева заслуживает уважения — депутат думает об улучшении экологии в Кыргызстане, однако его законопроект требует доработки, экономических расчетов и прогнозов по реакции социума на внедрение очередного «налога на роскошь».

А. Сидоренко

Фото из Интернета

Добавить комментарий