«Скорые» из ОАЭ к пациентам приедут нескоро

В стране, Новости

В конце прошлого года в Кыргызстан прибыли 15 реанимобилей из Объединенных Арабских Эмиратов, однако до сих пор машины простаивают на автобазе Министерства здравоохранения из-за их несоответствия заявленным техническим параметрам, прописанным в контракте. А тем временем бишкекчане часами ждут прибытия «скорой» помощи.

Напомним, «многострадальные» машины были приобретены благодаря финансовому сотрудничеству Германии и Кыргызстана в рамках реализации проекта «Создание национальной системы экстренной медицины, укрепление службы экстренной медицинской помощи в КР». Проект реализуется в стране с 2008 года. Реанимобили были предназначены для станций скорой помощи Бишкека, Оша, регионов и службы санавиации.

Директору Центра экстренной медицины Бишкека Искендеру Шаяхметову неоднократно приходилось объяснять гражданам, что бригады скорой помощи приезжают на вызовы с опозданием, так как врачи физически не могут приехать быстрее вследствие нехватки автомашин. Ежедневно на станции поступают более 600-650 вызовов, а на смене находятся всего 34-36 карет скорой помощи. Из числящихся на автобазе 56 «скорых» 32 кареты прошли трех- и даже четырехкратные сроки эксплуатации и давно подлежат списанию. Кроме этого, есть огромная проблема с кадрами.

«Сегодня у нас из 210 запланированных рабочих мест для врачей вакантно 75», — пояснил Искендер Шаяхметов.

По его словам, чтобы обеспечить население столицы экстренной медицинской помощью, необходимо как минимум 110 карет. Численность населения в столице ежегодно растет, а фактически работают не более 37 бригад из 39 по штату. Шаяхметов отметил, что в Бишкеке необходимо срочно открыть еще две дополнительные подстанции в северной и южной зонах.

Глава центра экстренной медицины Бишкека Искендер Шаяхметов

Более года назад Германия выделила Кыргызстану грант в 1,18 миллиона евро на приобретение пятнадцати машин скорой помощи. Контракт был заключен еще в марте 2017 года, и поставщик обязался осуществить доставку машин до 22 июня и ввести их в эксплуатацию до 22 июля 2017-го. Вопреки указанным срокам машины только к концу прошлого года были растаможены и доставлены на автобазу.

Новые реанимобили

Прошел почти год, но 15 доставленных автомашин до сих пор простаивают! Члены комиссии Министерства здравоохранения Кыргызстана отказались принимать их. Причина: поставщик — голландская компания Dutch Health — привез автомобили марки Toyota Hayes, Hyundai Рorter и внедорожники Toyota Hilux, не соответствующие техническим характеристикам, прописанным в заключенном Минздравом и фирмой Dutch Health контракте.

«В шести автомобилях Toyota Hayes вместо трех кресел имеется только одно и у бортов установлены скамейки. Между ними и носилками не помещается даже нога человека. Кроме того, велюровое покрытие потолка машин необходимо заменить на материал, который можно обрабатывать дезинфицирующими средствами. Еще проблемы: дефибриллятор не закреплен в салоне, а кислородные баллоны находятся в горизонтальном положении и около «печки», что категорически недопустимо! По всем техническим регламентам они должны находиться в конце салона в вертикальном положении, вдали от обогревательных приборов. Комиссия вынесла решение, что в салонах этих авто необходима перекомпоновка медицинского оборудования», — рассказал глава Центра Искендер Шаяхметов.

 «Нам говорят, что мы просто придираемся, но на самом деле в этих реанимобилях невозможно работать», — пояснил Искендер Шаяхметов.

По его словам, автомобили Toyota Hayes и Toyota Hilux еще как-то можно привести в соответствие и ввести в эксплуатацию. А вот у машин Hyundai Рorter судьба иная — только обратно к поставщику!

«В автомобилях Hyundai Рorter медицинский бокс на один метр длиннее стандартного, поэтому машина слишком длинная и небезопасная — может опрокинуться назад. Но это еще не все — колеса находятся на разных уровнях по оси: расстояние между передними колесами больше, чем между задними, поэтому на повороте авто может перевернуться. Дошло до абсурда: на СТО мастера попробовали от одной машины отрезать лишний метр, но теперь в кузове не помещается медицинское оборудование. По этим причинам не принимаем Hyundai Рorter», — добавил Искендер Шаяхметов.

Проблема серьезная, и решение ее затянулось. Что же делать с неудовлетворительными характеристиками и комплектацией автомобилей?

«На минувшей неделе комиссия Минздрава обсуждала эту проблему. У нас есть два варианта ее решения. Первый: категорический отказ от приема. Пусть поставщик приведет все машины в соответствие параметрам на заводе-изготовителе и доставит их в готовом к эксплуатации состоянии. Второй вариант: не принимать семь машин Hyundai Рorter, а остальные восемь привести в соответствие нормам в Кыргызстане и начать их эксплуатировать. Сейчас юристы Минздрава готовят официальное письмо с претензиями, которое будет отправлено компании Dutch Health. От устного обсуждения проблемы мы, наконец, перешли к ее решению», — сказал Искендер Шаяхметов.

По его словам, вначале, ознакомившись с заявками и документами на тендер, из поставщиков была выбрана компания из Прибалтики. Ее руководство обязалось произвести реанимобили в Европе, однако в последний момент заказ был перенаправлен в Дубай. Вот тут-то и началась череда неверных решений, из-за которых долгожданные машины для «скорой» оказались «ни для села, ни для города». Такие авто просто невозможно использовать в медицинских целях.

В ожидании решения затянувшейся проблемы 19 ноября Центр экстренной медицины получил от столичного муниципалитета шесть карет скорой помощи. Можно бы было порадоваться, но не тут-то было…

«Эти шесть новых машин нам нужны, как воздух, но прошло уже несколько недель, а они до сих пор стоят на автобазе и не зарегистрированы в ГРС. Мне пояснили, что проблема заключается в отсутствии номерных знаков», — сетует глава Центра Искендер Шаяхметов.

В пресс-службе ГРС пояснили, что при регистрации «скорых» возникла проблема с проведением платежа за услугу оформления, но скоро все шесть карет начнут курсировать по Бишкеку и доставлять врачей к пациентам.

О. Башкирова

Фото О. Башкировой

Добавить комментарий