Мээрим Самиева: Моя мама погибла в ДТП
Героине интервью, Мээрим Самиевой, пришлось взрослеть без мамы. Чтобы принять горькую утрату, ей потребовалось целых десять лет. Каждому водителю необходимо прочесть ее рассказ и поделиться им с друзьями, потому что истории о жертвах ДТП могут заставить автомобилистов задуматься о том, стоит ли нарушать Правила дорожного движения.
— Мээрим, пожалуйста, расскажите о том, как Вы потеряли маму.
— Десять лет назад, когда я училась на первом курсе в университете, моя мама погибла в ДТП на пересечении улиц Курманджан Датки и Салиевой в Бишкеке. В день, когда она попала под колеса авто, я была в отъезде по учебе. Приехав домой на следующий после аварии день, я не знала, что мамы больше нет. Обычно она ждала меня с учебы, готовила еду, и я очень удивилась, не обнаружив ее дома.
Прождав несколько часов, я отправилась на поиски. Соседка не знала, где мама, но посоветовала спросить в ближайшем магазине по поводу ДТП, которое произошло накануне. По словам продавца, погибшей в аварии женщине было примерно 40-45 лет, а моей маме было около шестидесяти, поэтому я не заострила внимание на этом происшествии. Позже ко мне близ моего дома подошли двое и сказали, что вчера моя мама погибла в ДТП. Отказываясь верить в это, я поехала в морг. Там на столе лежала женщина, у которой были чудовищные травмы и переломы, а половина головы превратилась в месиво. С трудом я узнала свою маму…
Перед похоронами я написала заявление на водителя автомобиля, который в 6.40 утра сбил на перекрестке мою маму. Правоохранительные органы по факту ДТП возбудили уголовное дело.
Во время похорон родственники накрыли стол. Я находилась в шоковом состоянии и с трудом понимала, что происходило вокруг меня. Знакомый нашей семьи, который работал в МВД, после похорон подошел ко мне и предложил забрать заявление из милиции и 100 тысяч сомов. Родственники не встали на мою защиту и начали уговаривать меня взять деньги. Обидно вспоминать, но они подходили ко мне и говорили, что дали для похоронного стола «килограмм картошки и моркови» и требовали, чтобы я им заплатила за это. Так мне пришлось взять деньги, которые разошлись по родственникам.
После этого мои родные стали травить меня тем, что мама погибла из-за меня. Сейчас я понимаю, что это все абсурд, но тогда это было ужасно больно.
Написав «отказную» в милицию, я попросила знакомого из МВД позволить мне встретиться с водителем, сбившим мою маму. Я хотела посмотреть ему в глаза, поговорить с ним о том, как все произошло, и о последних минутах ее жизни. К сожалению, несмотря на все заверения и обещания, эту встречу не организовали. Так я осталась одна… Родственники были жестоки по отношению ко мне, морально меня никто не поддержал в это тяжелое время.
— Невозможно слушать без боли… В таком юном возрасте на Вас обрушилась настоящая волна несправедливости и бесчеловечности. Вы написали эссе ко Дню памяти жертв ДТП-2018. Расскажите о нем.
— Мне нелегко было рассказывать эту историю в эссе. В нем я написала о том, как сильно скучаю по маме. (Прошло десять лет, но голос Мээрим дрожит от нахлынувших воспоминаний – прим. Автора). Говорят, что время лечит, но на самом деле оно просто учит жить без мамы. Я рассказала о глубоких чувствах к маме и о том, как сильно я по ней скучаю, как много мне пришлось преодолеть после ее ухода — несправедливости и жестокости. Через несколько лет после ДТП я смогла по имени и фамилии найти человека, который сбил ее…
— Вам все же удалось поговорить с ним?
— Да, у нас состоялся длинный разговор. Он рассказал, как задел крылом авто мою маму, как от удара она отлетела на другую полосу движения, и как другой автомобиль переехал ее и скрылся в неизвестном направлении. Тогда я поняла, что вся эта ситуация — несчастный случай, а мужчина, которого я все время считала виновником смерти мамы, оказался лишь заложником ситуации.
После случившегося он вызвал «скорую» и ГАИ, и его всерьез «прижали». Во время разговора он рассказал, что ему пришлось хорошо заплатить чиновникам, потому что он был участником этой аварии, хоть и не он убил маму.
После разговора с этим мужчиной мне стало немного легче. Кстати, он, гражданин России, был сильно разочарован в Кыргызстане и в наших чиновниках, присвоивших деньги, которые он передал моей семье.
Так я решила написать эссе, которое победило в конкурсе, организованном Общественным объединением «Дорожная безопасность» ко Дню памяти жертв ДТП в этом году. Конкурс дал мне возможность рассказать всем о том, что переживают родственники после потери близкого человека.
— Расскажите немного о себе.
— Когда мамы не стало, я закончила КТУ «Манас» на «отлично» и, как одна из лучших выпускниц, была направлена на работу в Турцию. После возвращения работала журналистом на радио BBC, в журнале Bishkekchanka, в проекте «Капитал» на КТРК, в общественно-политической газете «ПолитКлиника». Сейчас я иногда подрабатываю для радио переводчиком с английского и турецкого языков на кыргызский. Я окончила магистратуру в КТУ «Манас», решила подать документы на докторантуру в сфере журналистики и политики, вышла замуж. Я очень благодарна своему супругу за понимание и поддержку, за то, что он не позволяет мне раскисать.
Сейчас я ищу себя, посещаю тренинги личностного роста. Не стоит зацикливаться только на работе — нужно постоянно изучать что-то новое. Сегодня я работаю в НПО, которое помогает выпускникам детских домов, нуждающимся, молодежи, подросткам-сиротам. Также я работаю волонтером и помогаю людям.
— Каким образом, по-вашему, можно улучшить в Кыргызстане дорожную безопасность?
— Я считаю, что проблема находится в голове каждого из нас. Я недоумеваю, почему водители так безответственны и небрежны на дорогах, для многих из них, например, ремень безопасности нужен исключительно «ради патрульного», но не для своей безопасности.
У нас в стране люди спокойно нарушают ПДД, если ГАИшник не стоит на дороге. Сегодня нарушения Правил и регулярные ДТП — это настоящая война на дороге, в которой, как говорится, кто кого. Когда идет война, все бьют тревогу, а у нас — тишина. Правда, с завидной регулярностью обнародуют статистику погибших и раненных в этой войне.
Я считаю, что пора навести порядок в стране и остановить этот хаос и беспредел.
Сколько еще людей пройдут мой скорбный путь — неизвестно… А пока не внедрят «Безопасный город» и не искоренят коррупцию — ряды безутешных людей, потерявших в ДТП своих близких, будут пополняться. За страну стыдно и за людей обидно…
— Большое спасибо за беседу.
О. Башкирова
Фото Мээрим Самиевой
По словам замначальника ГУОБДД Иманалы Саркулова, 86% аварий на дорогах Кыргызстана происходят по вине водителей.