Как остановить ДТП в Кыргызстане?

В стране, Новости

Большинство из нас привыкло к сводкам ДТП, совершаемых на дорогах Кыргызстана, и редко кто из нас задумывается о цифрах, указанных в них. Только в прошлом году произошло более 6 300 аварий, в которых погибли 907 человек, а 9568 получили травмы различной степени тяжести.

В прошлом году правительство страны приняло план снижения ДТП, в котором пошагово, с указанием сроков указан комплекс мер, которые необходимо выполнить для снижения числа аварий. Но эти меры не достигнут желаемого результата, если гражданское общество останется в стороне. Пока каждый из нас не задастся вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы остановить аварии на дорогах?» — изменений к лучшему не произойдет.

В связи с этим Общественное объединение «Дорожная безопасность» в партнерстве с Гражданским союзом «За реформы и результат» и при поддержке фонда «Сорос — Кыргызстан» в мае этого года запустило проект под названием «Участие и взаимодействие местных сообществ в целях обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызстане». Идея этого проекта состоит в том, чтобы выявлять и решать проблемы безопасности дорожного движения на местном, районном уровне. В рамках проекта в Свердловском и Ленинском районах Бишкека (администрации которых поддержали акцию) были созданы рабочие группы, в которые вошли учителя, домкомы, участковые, муниципальные служащие и простые жители. В группах общими усилиями определяют проблемы и ищут пути их решения. Надо отметить, что идея оправдала себя. Местные жители не только хорошо осведомлены о недостатках дорожной инфраструктуры, проблемах безопасности дорожного движения своего района, но и заинтересованы в их решении, а финансовая поддержка фонда «Сорос — Кыргызстан» позволила решить многие из этих проблем.

Поскольку невозможно задействовать в рабочих группах всех горожан, на улицах был проведен масштабный опрос, в котором приняли участие водители маршруток, автобусов, такси, владельцы личного транспорта, пешеходы, учителя и школьники. Аналогичный онлайн-опрос проходил в социальной сети «Фейсбук», им было охвачено 4600 респондентов.

Итоги опросов шокируют: 58,4% жителей столицы считают состояние безопасности дорожного движения в городе неудовлетворительным, и только 3% — хорошим. Значительное число респондентов – 82% – признались, что главная проблема – это не отсутствие дорог или камер, не халатность дорожных инспекторов, а низкий уровень культуры поведения самих участников дорожного движения.

Опрос показал не только существующие проблемы в сфере безопасности дорожного движения, но и пути их решения. На вопрос, что нужно сделать для улучшения ситуации, большинство ответили, что необходимо улучшать дорожную инфраструктуру. На втором месте предложение об ужесточении наказания за нарушение ПДД. На третьем – усиление обучения правилам школьников.

Итак, дорожная инфраструктура – разметка и знаки, ведь их отсутствие или «нечитаемость» приводят к аварийным ситуациям. В рамках реализации проекта на знаках «Пешеход» были установлены светоотражающие окантовки. Благодаря им пешеходные переходы стали заметнее для водителей и безопаснее для пешеходов. На крупнейших перекрестках по проспекту Чуй, относящихся к Ленинскому и Свердловскому районам, появились надписи «Сними наушники», «Возьми ребенка за руку».

Две трети бишкекчан считают, что в школах необходимо уделять больше внимания изучению ПДД. Дети говорят, что уроки по ПДД скучные и не отличаются разнообразием, а директора школ отмечают, что практически невозможно проконтролировать, на каком уровне проводятся эти занятия, и все остается на совести каждого учителя. В Кыргызстане есть методики, которые позволяют эффективно изучать ПДД с детьми разного возраста. ОО «Дорожная безопасность» инициировало разработку учебно-методического комплекса по изучению ПДД на кыргызском и русском языках для 2-5 классов. Этот комплекс учитывает психологические особенности каждой возрастной категории школьников и обучает правилам по принципу «от простого к сложному».

Также есть образовательный пакет EASST по БДД, который рассчитан на три возрастные категории детей: до 6 лет, от 6 до 11 и от 12 до 14 лет. В рамках проекта в школах Ленинского и Свердловского районов были проведены занятия с детьми и подарены светоотражающие браслеты.

Проект завершился в первых числах октября, однако заботиться о безопасности на дорогах нужно круглый год.

Р. Зеленых

Добавить комментарий