Насиб Эминов: «Ведите себя так, чтобы голова отца никогда не опускалась, а на лице матери не появлялись слезы»

Новости

Кыргызстанец, работавший таксистом в Москве, 16 июня сбил пешеходов, среди которых были болельщики из Мексики, приехавшие на Чемпионат мира по футболу. Водитель объяснил, что проработал несколько дней по 20 часов в сутки, из-за чего уснул за рулем и перепутал педали «газ» и «тормоз». Нам удалось поговорить с представителем другой таксомоторной службы Москвы Насибом Эминовым об условиях труда и жизни наших соотечественников за рубежом.

В результате трагического ДТП в Москве по вине таксиста из Кыргызстана Чынгыза Анарбек уулу пострадали восемь человек, погибших нет. Возбуждено уголовное дело по статье 264 «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса РФ. На суде Анарбек уулу заявил, что раскаивается и признает свою вину. При этом он отметил, что много работал без полноценного сна, чтобы расплатиться с долгами.

— Насиб, расскажите, как кыргызстанцы трудоустраиваются в таксомоторные службы Москвы?

— У каждого человека своя история об этом. Я приехал в Москву по семейным обстоятельствам и, как миллионы людей в эмиграции, хотел заработать. Мне было несложно прижиться в Москве, поскольку я хорошо владею русским языком, легко иду на контакт с людьми, знаю историю и культуру России, да и в городе неплохо ориентируюсь.

Поначалу я работал в клининговой компании. Чаще всего именно с этой сферы услуг и начинают трудовые мигранты, поскольку туда можно устроиться на работу даже без документов. Такой труд — один из самых низкооплачиваемых в Москве, в месяц можно заработать максимум 25-30 тысяч сомов. Руководство подобных предприятий часто обманывает: заработную плату за первый месяц работы выплачивают лишь в конце третьего. Пережив надувательство в клининге, я отправился на поиски другого заработка.

Сейчас в московской транспортной сфере бум, многие таксомоторные компании активно развиваются, и на этом фоне очень высока потребность в рабочей силе. В столице России много недисциплинированных и пьющих москвичей, поэтому работодатели с большой охотой приглашают на работу приезжих, выходцев и Центральной Азии, Армении, Азербайджана. И все же основная масса таксистов — кыргызстанцы.

— Говорят, что график работы в московском такси подобен беспросветному рабству. Так ли это?

— Это миф. График работы в такси бывает разным: кто-то работает по 12 часов в день «сутки через сутки» или «два дня через два». Сейчас никто не заставляет работать сверх нормы, а договориться с руководителем таксомоторной компании об удобном графике, дневном или ночном, — не проблема.

Желающий работать таксистом сам должен понимать, что человек не железный. Трафик в Москве сложный, загруженный, а нервная система не выдерживает постоянные перегрузки и длительное пребывание за рулем. Конечно, каждый хочет заработать как можно больше денег, но это не должно быть в ущерб другим. Занимаясь пассажирскими перевозками, нужно думать о безопасности людей, а не о своей выгоде.

Было время, когда я оплачивал крупную сумму за аренду жилья, поэтому и работать приходилось по 36 часов подряд, потом спал восемь часов и вновь – за работу. Я смертельно уставал, но, когда чувствовал, что вот-вот засну за рулем, парковал машину и спал один час. После этого выпивал ударную дозу кофе и продолжал работать. Такой режим слишком тяжелый, и я никому не советую работать так много.

Таксисты-кыргызстанцы в Москве часто экономят на сне и отдыхе, забывая, что сон – это естественная физиологичная потребность каждого человека. Помимо этого, многие трудовые эмигранты живут в переполненных квартирах, количество постояльцев в которых превышает пятнадцать человек. Конечно, в таких условиях не удается соблюдать гигиену сна и тела. Иногда таксисты выходят на работу, не имея возможности принять душ, а потом обижаются, что клиенты критикуют их за неопрятность.

— Можно ли хорошо заработать в таксомоторной службе мегаполиса?

— Вообще можно, но у многих агрегаторов такси существуют системы обмана водителей, поэтому надо «ухо держать востро». Согласно порядку, пассажир может оплатить поездку наличным или безналичным расчетом. Некоторые агрегаторы обманывают, когда клиент оплачивает услугу банковской карточкой. Сумма списывается со счета пассажира и поступает на счет компании, а получить эти деньги водитель может только спустя несколько дней после окончания рабочей недели. Таксопарк обычно снимает определенный процент за процедуру, и проследить за тем, сколько денег было удержано компанией, достаточно проблематично.

Водители, в свою очередь, тоже обманывают компании. Агрегатор с суммы поездки за свою услугу берет 25%, и с каждой 1000 рублей компания забирает 250. Некоторые водители, понимая, что можно схитрить, останавливают систему учета на сумме около 100 рублей, а разницу между учтенным платежом и фактическим оставляют себе. Вот такой порочный круг. Я считаю, что можно и нужно зарабатывать честно.

— Каким должен быть идеальный московский таксист?

— Недавно я слышал по радио, что в Москве существуют два стиля езды по автодорогам: толерантный и аккуратный европейский и «безбашенный» азиатский, который присущ таксистам-эмигрантам. Я согласен с этим, ведь последние суетятся на дороге, торопятся, дергаются, и это приводит к авариям.

Я считаю, что водитель такси должен хорошо знать город, обладать коммуникативными навыками, быть опрятным, красиво одетым и вежливым. Не менее важно, чтобы в салоне было чисто. А самое главное – безопасное вождение и толерантность на дорогах.

Многие трудовые мигранты почему-то считают, что все нам должны, а мы в ответ — ничего. Нельзя забывать, что Россия – это огромная страна, с богатейшей историей и культурой, она «приютила» нас, и это мы должны оправдать ее доверие.

— Сейчас российские города переполнены фанатами футбола, приехавшими поболеть за любимые команды на ЧМ-2018. Работы теперь прибавилось?

— Работы сейчас много, но она интересная. За время чемпионата я возил англичан, французов, мексиканцев, сербов, испанцев, итальянцев. Я не знаю их родных языков, но при помощи онлайн голосового переводчика мы не испытывали проблем с общением. Это очень удобно. Мои пассажиры восторгались Россией, и многие из них мечтают жить здесь.

— Что бы Вы могли посоветовать кыргызстанцам, которые отправятся покорять просторы Москвы в качестве водителей такси? Москва по-прежнему «слезам не верит»?

— Для начала осознайте, что Москва – это великий город, культурный, деловой, исторический центр огромной державы. В Москве много вокзалов и аэропортов, и ежедневно сюда приезжают десятки тысяч туристов. Сегодня по московским дорогам ездят более пяти миллионов автомашин, а это – тяжелый переполненный трафик. Водители здесь, как и в Бишкеке, бывают разные: одни – законопослушные, другие «подрезают», сигналят, выкрикивают оскорбления. И, чтобы «влиться» в работу, нужно трезво осознать все происходящее вокруг, оценить свои физические силы, но всегда помнить о своих принципах и оставаться человеком.

— Ваш девиз?

Ведите себя так, чтобы голова отца никогда не опускалась, а на лице матери не появлялись слезы…

— Большое спасибо за беседу! Удачи в работе, и пусть Москва Вам покорится!

Беседу вела О. Башкирова

Добавить комментарий