Безопасность пешехода – превыше всего!

ПДД и штрафы

Статистика дорожно-транспортных происшествий не может не вызывать беспокойства у любого здравомыслящего человека. Только в Бишкеке за прошлый год произошло 2 269 дорожно-транспортных происшествий, в которых 70 человек погибли и 2 896 получили травмы различной степени тяжести. Обеспокоенное этой ситуацией, Общественное объединение «Дорожная безопасность» совместно с британской организацией EASST, при поддержке посольства Великобритании в КР, провело мониторинг перекрестков в Бишкеке. Результаты этой работы были представлены на конференции «Пешеходы: как повысить безопасность». В ее работе приняли участие представители государственных, муниципальных и общественных организаций. 

Вступительное слово на конференции было предоставлено послу Великобритании в КР господину Робину Орд-Смиту. В своем выступлении он отметил, что в результате реализации программы «Умный город» Бишкек должен стать дружественным пространством для пешеходов. На сегодняшний день последствия ДТП обходятся Кыргызстану примерно в 5,22% ВВП в год. Отчет, предоставленный EASST, не только свидетельствует о трагических последствиях дорожно-транспортных происшествий для страны и каждого человека, но и является рекомендацией, как сократить количество ДТП и избежать смертей на дороге.

Директор EASST Эмма Макленнан представила презентацию «Превращение Бишкека в «Умный город» с обеспечением безопасности пешеходов». В ней было отмечено, что для улучшения безопасности необходим комплекс мер. В первую очередь необходимо, чтобы пешеходы были более заметны для водителей в темное время суток. Также требуется улучшать дорожную инфраструктуру – знаки, разметку, освещение дорог в темное время суток, строить и поддерживать в рабочем состоянии надземные и подземные пешеходные переходы. Один из важных факторов снижения несчастных случаев на дороге – это соблюдение скоростного режима. Бишкек может и должен стать умным пешеходным городом, доброжелательным к своим жителям.

В двух последующих презентациях были представлены результаты мониторинга, проведенного на самых проблемных перекрестках Бишкека. Их представили инженер, эксперт по дорожной безопасности Пол Дисней и координатор проекта Агзам Душеналиев.

Энн МакЛеннан, Чинара Касмамбетова и Пол Дисней

В ходе мониторинга проводилось обследование нескольких перекрестков, в том числе: Курманджан Датки – Жибек Жолу, Элебесова – Витебская, Чуй – Манаса, Чуй – Фучика и Абдрахманова — Боконбаева. Это одни из самых оживленных перекрестков в городе, и большинство пешеходов соблюдали правила при переходе. Но были и те, которые их нарушали. Волонтеры проводили опрос, почему они это делают. Среди причин назывались спешка, неудобный существующий переход, некоторые другие причины. Среди всех пешеходов проводился опрос, чувствуют ли они себя в безопасности, переходя дорогу на этих перекрестках, и почти у половины опрошенных ответ был отрицательным. Специалисты отметили и ряд инженерных недостатков, которые могут привести к дорожно-транспортному происшествию. Одно из резонансных ДТП, случившихся в последнее время, произошло на перекрестке Элебесова – Витебская: здесь погибла женщина, а ее дочь получила серьезные увечья. Как показало обследование, в этом месте существует сразу несколько проблем, приведших к несчастью. В ночное время пешеходный переход плохо освещен, и водители просто не видят пешеходов. Обзор при выезде с улицы Витебской загораживают мусорные баки, а сам пешеходный переход не соответствует техническим требованиям и упирается в арык. Главной причиной ДТП, совершаемых на этом перекрестке, является значительное превышение скорости. Как сообщили городские власти, для решения этих проблем здесь в ближайшее время планируется установить светофор. Эксперты отметили, что на перекрестках Курманджан Датки – Жибек Жолу и Чуй – Фучика пересечь шестиполосную оживленную дорогу для любого пешехода довольно сложно. Улучшить безопасность людей могли бы пешеходные переходы как надземные, так и подземные. На перекрестке Чуй – Фучика подземный переход существует, но большинство пешеходов обходят его стороной, так как в темном неосвещенном переходе чувствуют себя в меньшей безопасности, чем на оживленной дороге. Более подробную информацию о результатах мониторинга можно найти на сайте db.kg.

Начальник штаба УОБДДД города Бишкека Жакып Жумабаев представил подробную статистику дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в Бишкеке. Он отметил, что основной причиной ДТП в Бишкеке является нарушение Правил дорожного движения и водителями, и пешеходами.

Мерой, направленной на снижение числа аварий, должна стать более открытая для гражданского общества статистика ДТП. Представитель фонда «Гражданские инициативы» Атай Самыйбек ознакомил присутствовавших с онлайн-картой по аварийным участкам столицы. Карта позволяет не только увидеть наиболее аварийные улицы, перекрестки Бишкека, но и узнать, в какое время суток, времени года наиболее часто происходят ДТП с участием пешеходов.

В ходе обсуждения было отмечено, что на сегодняшний день дорожную инфраструктуру Бишкека сложно назвать «дружественной» по отношению к пешеходу. Для изменения этой ситуации необходимо, чтобы в приоритете у городских властей на первом месте стояли интересы пешехода, на втором – велосипедиста, затем общественного транспорта и только потом — владельцев личного транспорта. Такая концепция развития городской инфраструктуры реализуется сегодня во всех крупнейших мегаполисах мира. У нас, к сожалению, все наоборот.

Было также отмечено, что большинство населения, особенно пешеходы, поверхностно знакомы с Правилами дорожного движения и чаще всего не соблюдают их. Необходимо повысить ответственность пешеходов за нарушение правил. В то же время государство должно уделять больше внимания социальным проектам и образовательным программам, направленным на улучшение безопасности дорожного движения, соблюдение Правил дорожного движения, повышение культуры вождения.

Присутствовавшими также было отмечено, что государственные власти в лице правительства КР, мэрии Бишкека уделяют недостаточное внимание проблемам безопасности дорожного движения. Никто из государственных чиновников, имеющих решающее слово в принятии решений по этому вопросу, не счел нужным присутствовать на конференции. А голоса активных граждан, общественных организаций, занимающихся этими проблемами, звучат «гласом вопиющего в пустыне», и многие проблемы не решаются годами и десятилетиями.

Организаторы конференции в лице директора ОО «Дорожная безопасность» Чинары Касмамбетовой отметили, что результаты мониторинга будут доведены до городских властей. Со своей стороны хотелось бы отметить, что подобным инициативам и мероприятиям общественных организаций городские власти должны уделять большее внимание. В конечном итоге преследуется общая для нас цель – сделать Бишкек более безопасным и удобным для всех его жителей и гостей.

Д. Александрова

Добавить комментарий