«Формула-3»: гонки «младшего» класса

Автоспорт, Мы и автомобиль

О королевских гонках «Формула-1» знает практически каждый. Но мало кто знает, что есть и класс гонок «помладше», им является «Формула-3». А между тем этот вид автосостязаний на машинах с открытыми колесами вписал себя в историю автоспорта. 

«Формула-3» — это один из чемпионатов класса машин с открытыми колесами, рассчитанный на проведение на европейских трассах. Серия существовала в 2003-2012 годах, занимая место в автоспортивной иерархии FIA, созданной для взращивания молодых гонщиков. До создания чемпионата GP3 серия была наиболее статусным первенством после GP2 и «Формулы-Рено 3.5». В 2012 году на основе серии возрожден чемпионат Европы, после переходного сезона серия упразднена.

Рождение «Формулы-3»

Всеевропейское первенство на машинах класса «Формула-3» основано в 1966 году как многоэтапное соревнование между странами, оно получило название Европейский кубок наций «Формулы-3». В 1975 году был несколько пересмотрен регламент класса, приз был преобразован в личное первенство, а спустя год серия сменила название на чемпионат Европы.

C 1976 по 1984 год соревнование существовало в статусе полноценного чемпионата Европы. Победителями этого соревнования становились будущие известные гонщики Риккардо Патрезе, Алан Прост и Микеле Альборето.

История нынешней концепции евросерии «Формулы-3» восходит к 1975 году, когда был проведен пятиэтапный еврокубок на машинах этого класса. Этапы соревнований принимали известные и поныне трассы Нюрбургринга, Монако, Андерсторпа, Монцы.

В 1985 году параллельно с общим пересмотром иерархии второстепенных серий на машинах с открытыми колесами в регионе чемпионат был преобразован в одноэтапное соревнование, которому вернули название Еврокубок. В данном виде приз продержался до 1991 года, меняя место своего проведения, когда он был окончательно упразднен в угоду национальным сериям.

Новая история

В 1999 году к идее европейского кубка вернулись, когда подобный статус на постоянной основе получило соревнование французской «Формулы-3» на уличной трассе в По. Нынешний этап европейского первенства берет свое начало в 2003 году, когда при сотрудничестве французской (FFSA) и немецкой (DMSB) автоспортивных федераций была создана евросерия.

Спортивный регламент евросерии определялся совместно FFSA и DMSB. Организация и продвижение чемпионата были поручены компании ITR, ранее уже взявшей на себя аналогичную роль для DTM.

В 2012 году при содействии президента FIA Жана Тодта этот класс гонок стал перерождаться. Сначала была сделана попытка запустить единый международный трофей, объединив в нем самые престижные гонки на машинах «Формулы-3». Но этот формат не прижился, и со следующего сезона международная федерация воссоздала чемпионат Европы, объединившись с организаторами евросерии, которая после года совместного существования была упразднена. Большинство гонок единой серии, как и прежде, проводилось в совместные уик-энды с кузовным первенством DTM, а еще несколько этапов стали гонками поддержки у WTCC, FIA WEC и SuperStars Series.

Все по правилам

FFSA и DMSB создали новый чемпионат при поддержке FIA. Изначально было заявлено, что в серии не будет строго монопольного поставщика шасси, также одной из концепций серии стал V-образный 4-цилиндровый 2-литровый двигатель, максимально основанный на реальном промышленном аналоге.

Ныне, как и в большинстве чемпионатов этого класса, доминирующим поставщиком шасси является итальянская компания Dallara.

Первоначально предполагалось ограничить заявку на сезон выставлением двух машин на этап, но позднее это ограничение было снято, и команды с тех пор могут заявлять как одну, так и три-пять машин сразу. Впрочем, очки в командный зачет все равно приносят лишь две лучшие машины команды.

В целях минимизации затрат цикл работы с одним шасси установлен на отметке в три года. В этот период разрешены лишь минимальные обновления. В евросерии нет так называемого «национального класса» — специальной зачетной группы, где могут участвовать менее обеспеченные спонсорскими деньгами команды, используя шасси предыдущего поколения.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий