Иваныч

Как я получил СуперМАЗ в Минске

Мы и автомобиль

Куда только не бросала меня судьба! В начале 90-х я работал на малом предприятии в должности замдиректора по снабжению и транспорту. МП выпускало изделия из пластмассы, электротехнику и разные товары народного потребления, запустив оборудование с развалившихся и разворованных заводов… 

Быль от Иваныча

Для нужд предприятия приобрели несколько фургончиков, новый самосвал ГАЗ-53 и два «Муравья». Так в девяностые называли мотороллеры с кузовками. Работа у нас кипела, но чего-то явно не хватало.

Однажды встал вопрос о приобретении большегрузного нового автомобиля. Будучи снабженцем, я проехал по автопредприятиям, но нигде не было ничего приличного, один автохлам. Нужен был новый грузовик. Выбор пал на автомобиль МАЗ с двигателем ЯМЗ- 238 и полуприцепом. На автозаводе в Минске мне ответили, что автомобили отгружают по наряд-заказам правительства Белоруссии тем регионам СНГ, которые поставляют двигатели, металл, комплектующие на завод. Словно «между строчек» прозвучал намек, что Кыргызстану автомобиль не дадут.

Но это не остановило меня. Где наша не пропадала в эпоху постоянного дефицита на все товары народного потребления! Привычка выходить из сложных ситуаций научила меня реально оценивать обстановку и взвешивать возможности. У меня был давний товарищ – главный энергетик крупного предприятия. Я обратился к нему: «Что является дефицитом на крупном автозаводе из выпускаемой у нас в республике продукции?» На что он ответил: «Электродвигатели».

Поехал на завод, а склады забиты поддонами с электродвигателями — нет потребителей с деньгами. Зашел к руководству, договорился о покупке и оформлении документов на вывоз из республики двигателей. Связавшись с главным энергетиком МАЗа, спросил его о необходимости поставки электродвигателей. На что он ответил: «Предоставьте перечень цен и ассортимента. Потребность есть!»

На следующий день я уже стоял у заводоуправления МАЗа. Встретили очень гостеприимно. Все вопросы решили по бартеру, оформили договора. И уже за «рюмочкой чая» поведали мне историю завода…

После Великой Отечественной войны начиналось все с нуля. На площади до сих пор стоит памятник первому автомобилю МАЗ-500 с эмблемой «Зубр», который стал легендой. На заводе производили автобусы и троллейбусы. Кстати, многие из них до сих пор колесят по Бишкеку. В состав МАЗа входили завод по производству специальной колесной техники, видеть которую мы имеем честь на парадах военной техники, завод карьерных самосвалов в Жодино, завод автоприцепов в Могилеве и большой экспериментальный завод по разработке новых моделей.

Затем последовала экскурсия на конвейерную стометровую ленту по сборке автомобилей. Все происходило молниеносно-быстро: на раму прикрутили рессоры, мосты, колеса, навесили баки, подключили электропровода, аккумуляторы, залили антифриз и топливо. И вот уже водитель заводит двигатель, и автомобиль отправляется на стоянку готовой продукции. Работа людей на конвейере произвела неизгладимое впечатление — никакой суеты, все движения проверены и отточены.

Несколько дней я посвятил прогулкам по Минску. Роскошный и чистый город, красивые и доброжелательные люди остались в моей памяти до сих пор.

Я получил СуперМАЗ и много запчастей к нему. На следующий день выехали в город Могилев за автоприцепом. Дорога была в отличном состоянии, а по пути никаких проблем с питанием и ГСМ. У моста через реку Березина мы остановились, склонили головы возле памятников защитникам Родины в 1812 и 1941 гг. История свидетельствует о том, что во времена войн с войсками Наполеона и Гитлера именно здесь шли ожесточенные бои. Вечная память героям…

Полученный полуприцеп отправили по железной дороге. СуперМАЗ в Бишкек перегнали водители. Он долго трудился в нашем МП, перевозя грузы по СНГ.

Добавить комментарий