Октановое число, или Как определить качество бензина?

Вопрос-ответ, Полезное

Сейчас найти качественное топливо очень тяжело, даже при высокой цене оно не соответствует нормам. И все-таки так хочется заправиться хорошей «горючкой», которая не будет портить двигатель. Качественное топливо есть не везде, и в стране нет своего производства ГСМ. Что такое октановое число, и как его определить в «полевых» условиях? 

Что такое октан? 

Октановое число — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива для двигателей внутреннего сгорания. Это число равно содержанию изооктана в его смеси с н-гептаном, при котором эта смесь эквивалентна по детонационной стойкости исследуемому топливу в стандартных условиях испытаний. В зависимости от метода определения различают исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ), разница между ОЧИ и ОЧМ называется чувствительностью топлива. Для характеристики детонационной стойкости топлива в реальных условиях эксплуатации применяются также фактическое октановое число и дорожное октановое число (в испытаниях на дороге непосредственно на автомобиле).

Автомобилисты знают, что чем выше октановое число, тем лучше бензин.

Цвета бензина 

Есть ряд способов, определяющих качество бензина любого октанового числа, начиная от 66-го, которого уже давно нет на заправках, и до 98-го, на котором ездят в основном дорогие иномарки. Вам не понадобятся специальные тестирующие устройства, для этого достаточно иметь подручные средства.

На первый взгляд бензин не имеет цвета, кроме 76-го, в котором много примесей, и он имеет «мутный цвет». Но если хорошо присмотреться, то бензин все-таки имеет небольшой оттенок. Это объясняется ГОС-стандартом, который требует красить топливо в разные цвета. А-80 имеет желтый оттенок, Аи-92 — оранжево-красный, Аи-98 — синий. Есть типы бензина, которых давно уже нет в продаже в нашей стране, и в Европе их использовали только четыре года. Это А-66, который имеет зеленый оттенок, и А-72 – розовый.

Как определить качество любого типа бензина в домашних условиях?

Самый действенный и наглядно понятный способ — это остатковый. Берем лист бумаги, желательно белый, капаем на него пару капель бензина и дожидаемся, когда он испарится. Если бумага после высыхания осталась чистой, то можно точно сказать, что бензин хорошего качества. Если же качество бензина плохое и в нем много примесей, например, керосина, то после высыхания на бумаге останется жирное желтое пятно.

Содержание смолы в бензине определяется следующим образом. Поместите несколько капель бензина на сферическое стекло и подожгите его. Если после сгорания топлива останется белый осадок в виде колец, то бензин содержит очень мало смол, или они вообще в нем отсутствуют. Если эти кольца имеют желтый или коричневый оттенок, то смолы в бензине много, и езда на таком бензине очень вредна для двигателя.

По следам на стекле можно определять и другие примеси. Например, если топливо не сгорает полностью, то это означает, что бензин с примесью дизеля или, еще хуже, масел. Нормальное содержание смол в бензине от 7 до 12 мл на 100 мл для всех существующих марок бензина. Если эта норма не выдержана, и в топливе, например, 20 мл смол, то ресурс двигателя снизится на 24%.

Особо хитрые нефтедилеры увеличивают плотность горючего при помощи ареометра АНТ-1 с его диапазоном 710-770, 770-830. Плотность топлива: А-76 — 730 г/дм3; А-80 — 775 г/дм3; Аи-92 — 760 г/дм3; Аи-95 — 750 г/дм3; Аи-98 — 780 г/дм3.

Такие параметры можно определить по выделению тепла при сгорании, но тут потребуется специальный термометр, по которому можно определить, есть добавки или нет.

Материал подготовил Т. Баятов

Добавить комментарий