Проверим вес и габариты авто: сохраним дороги

В стране, Новости

Одной из серьезных причин, вследствие которой дороги Кыргызстана разрушаются преждевременно, является превышение транспортными средствами допустимых норм веса и нагрузок на ось авто. В Кыргызстане для грузовых машин есть пункты весогабаритного контроля, включая два новых автоматизированных. Точное оборудование при взвешивании исключает погрешности, возникающие вследствие человеческого фактора. Появилась надежда на то, что дороги республики при правильной эксплуатации будут «жить» дольше, чем обычно. 

Все крупногабаритные и тяжеловесные грузовые автомобили в обязательном порядке должны проходить пункты весогабаритного контроля.

«В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений, предотвращения их дальнейшего разрушения по автодорогам общего пользования не допускается движение транспортного средства с грузом или без груза, общая масса, осевая нагрузка, размеры и другие линейные параметры которого превышают допустимые значения», — говорится в постановлении правительства КР № 454 от 8 августа 2011 года.

По словам начальника отдела технического обслуживания и информатизации Министерства транспорта и дорог КР Бакыта Давлеталиева, в Кыргызстане на больших дорогах установлено 17 пунктов весогабаритного контроля – по несколько в каждой области. Для обеспечения безопасности дорожного движения все они располагаются за пределами проезжей части автомобильных дорог. В спокойной обстановке и достаточно быстро (чтобы не задерживать водителей) специалисты могут проверить соответствие документов, а также автомобиля и груза всем требуемым нормам.

Процедура

Для начала на пункте транспортного контроля транспортное средство останавливают, проверяют и изучают его проездные документы. Если все в порядке, автомобиль направляют на взвешивание, измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других параметров. В случае несоответствия весогабаритных параметров допустимым значениям, а также отсутствия грузосопроводительных документов транспортное средство направляется на временную парковку.

Если же все параметры соответствуют нормам, тогда с водителя транспортного средства взимаются сборы за «услугу» взвешивания и измерения, и выдается квитанция. Сбор на сегодняшний день составляет 250 сомов. Транспортное средство в обязательном порядке регистрируют в журнале учета и контроля, и после этого водителю разрешено двигаться далее по маршруту.

«Если за автомобиль уже уплачен сбор, то на другом пункте контроля водителю достаточно показать проверяющему квитанцию о том, что транспортное средство уже прошло проверку – в такой ситуации повторно проходить процедуру измерения не требуется. Иногда бывают случаи, когда нечестные водители после прохождения пункта контроля догружают автомобиль и едут по маршруту. Тем не менее, чаще всего проверяющие замечают этот перегруз и направляют водителя на дополнительную проверку, а после выявления нарушения – штрафуют», — рассказал Бакыт Давлеталиев.

Согласно правилам, ставка перегруза на один километр проезда установлена в размере 40 сомов за одну тонну. То есть если перегруз машины составляет десять тонн, а автомобиль проехал, согласно маршрутному листу, с таким весом 50 километров, то штраф за это нарушение составит 20 000 сомов (40 сомов х 10 тонн х 50 километров).

Кроме того, такое транспортное средство подлежит разгрузке, а затраты на погрузку, разгрузку и транспортные расходы понесет перевозчик или владелец груза.

Если водитель отказывается оплачивать штраф, то спор решается в судебном порядке. В результате собранные за нарушения деньги направляются в доходную часть республиканского бюджета.

Новые пункты

В этом году для проведения мониторинга и контроля автотранспортных средств на автодорогах Бишкек – Нарын — Торугарт и Бишкек — Ош на пунктах транспортного контроля «Кемин» и «Сосновка» благодаря Министерству транспорта и дорог Кыргызстана были установлены системы динамического весогабаритного контроля. Предоставила их нам компания Betamont s.r.o Словацкой Республики. Затраты на приобретение техники были покрыты благодаря гранту Всемирного банка в размере €970 000.

«Преимуществом новой системы является полное сканирование автотранспортных средств на все параметры при скорости движения до 90 километров в час. Система уложена под дорожное покрытие, и это позволяет проводить все исследования намного оперативнее. Теперь нет необходимости для водителей автомобилей останавливаться, предъявлять контролерам документы, отправляться на измерение параметров», — отметил Бакыт Давлеталиев.

Отрадно еще и то, что благодаря автоматизации процесса полностью исключаются человеческий фактор и коррупционные схемы. Пожалуй, невозможно обмануть технику, которая опирается в исследованиях лишь на загруженные в нее допустимые нормы и стандарты и которая не надеется на «чаевые».

Пока приобретены только две такие системы. Они успешно работают в тестовом режиме с февраля этого года. Вероятно, со временем на дорогах нашей страны таких систем станет еще больше, транспортные средства перестанут перегружать, не подвергая повышенным нагрузкам дорожное покрытие.

Каждый из нас ругает дороги страны, но, как показывает практика, значимый вклад в разрушение дорожных покрытий вносим мы сами.

П. Васильев

Фото из Интернета

Добавить комментарий