«24 часа Дайтоны» – американская версия гонки «24 часа Ле-Мана»

Автоспорт, В мире, Новости

Rolex 24 at Daytona — 24-часовая гонка на выносливость, которая проводится каждый год в Дайтона-Бич на Daytona International Speedway, в штате Флорида. Также известна своим историческим наименованием «24 часа Дайтоны». Гонка проходит на 3,56-мильной (5 728 м) дорожной комбинированной трассе, которая включает в себя дорожный участок в инфилде и участки три-овала NASCAR. Гонка является самой первой из главных автогонок в США, и проводят ее в последний уик-энд января или первый уик-энд февраля в качестве части Недели скорости.

Немного истории

За годы своего существования гонка поменяла несколько названий. С 1991 года Rolex SA стал титульным спонсором автогонки, при этом сменив Sunbank (ныне SunTrust), пришедший на замену в свою очередь Pepsi в 1984-ом. В 2006 году гонка была проведена на неделю раньше положенного срока в январе, дабы избежать пересечения с «СуперБоулом», а тот, со своей стороны, переместился на неделю вперед несколько лет назад. Так получилось, что два события поменялись своими датами проведения.

Через несколько лет после возведения трека в 1962 году прошла трехчасовая гонка спортивных автомобилей (Daytona Continental), которая составляла часть чемпионата мира спортивных автомобилей. Победителем первой гонки стал Дэн Генри на Lotus 19 с двигателем 2,7 л Coventry Climax. В гонке принимали участие многочисленные частные Porsche 718, однако эти машины с двигателем 1,6 были слишком слабыми для относительно быстрых и коротких гонок, даже несмотря на победы в сложной по заковыристости «Тарга Флорио» и тяжелых «12 часах Себринга».

В 1964 году гонку удлинили до 1220 миль (или 2000 км) — двойная дистанция классических 1000 км на гонках Монце, Спа и Нюрбургринге. Дистанция была равна приблизительно половине того, что проходили в сутки Ле Мана и приблизительно составляла дистанцию 12 часов Себринга (также проходят во Флориде), несколько недель позже. Гонка в Дайтоне с 1966 года стала проводиться по примеру Ле-Мана в течение 24 часов. Цель мероприятия такая же, как и в 24 часах Нюрбургринга (начиная с 1970 года) и 24 часах Спа (начиная с 1924 года), — определение команды гонщиков, которым за отведенное количество времени удастся проехать дальше всех. Это отличительная особенность «24 часов Дайтоны» от других гонок, цель которых – проехать определенную дистанцию за минимальное время.

Гонка в Дайтоне, в отличие от Ле-Мана, проходит в пределах овала на полностью закрытой трассе, без использования улиц города. В гонке используют большую часть крутого бенкинга, прерывающегося шиканой на задней прямой, а также быстрой секцией инфилда, которая включает две шпильки. Также отличительной чертой гонки является то, что она проводится зимой при особенно длинных ночах. По периметру трека устанавливается освещение, дабы обеспечить возможность гонки в ночное время суток (и наилучшего телепокрытия), хотя сам овал освещен куда лучше, чем инфилд. Однако благодаря общему освещению гонка на 20% лучше освещена, чем трасса Ле Мана, на которой освещен только пит-лейн, а остальная часть неплохо освещена по примеру уличного освещения.

Главное — финишировать

Для того чтобы автомобиль получил квалификацию, он должен пересечь финишную прямую по истечении 24 часов на своих колесах. Зачастую это приводило к драматическим ситуациям, когда автомобиль с повреждениями часами простаивал в боксах или на обочине неподалеку от финиша, чтобы по истечении 24 часов ползком пересечь финишную прямую в последний раз с целью получить классификацию. А это лучше дисквалификации, имеющей формулировку DNF (Did Not Finish). В ходе проведения первой гонки в 1962 году Daytona Continental (тогда еще продолжительностью 3 часа) Lotus Герни был лидером по пройденной дистанции, когда «сдох» его двигатель и ему пришлось припарковаться на вершине бенкинга перед финишем. По истечении трех часов Герни удалось провести машину еще пару фунтов через финиш. Герни тогда фактически выиграл гонку, а не только пересек финиш.

Европа покоряет Дайтону

После того, как «Форд» в 1966 году проиграл и на Ле-Мане, и в Дайтоне, «Феррари» парадным строем привели к финишу три машины в 1967 году. В честь полученной победы над соперником на его домашней гонке Феррари назвал один из дорожных автомобилей с двигателем V12 — Ferrari Daytona.

В других классах успех праздновали следующие экипажи: в двухлитровом «Гранд-Туринге» первенствовали Джек Райан и Билл Бенкер на Porsche 911 (девятое место в абсолюте), другой Porsche 911 под управлением Джорджа Дролсома и Гарольда Уильямсона взял аналогичную категорию «Туринг». В классе «Туринг» для машин с объемом двигателя свыше двух литров победили Пол Ричардс и Рэй Куомо на «Форде Мустанге», а в аналогичном «Туринге» выиграли Дана Келдер и Ара Дьюб на Triumph TR4.

В 1968 году «Порше» повторил свою тройную победу. После аварии с участием Герарда Миттера, причиной которой стал разрыв покрышки на овале, Роль Штоммелен, его напарник, примкнул к экипажу Йохена Ниирпаша и Вика Элфорда. Когда долго лидировавший автомобиль Ханса Херманна и Джо Зифферта опустился на второе место по причине технических проблем, оба пилота присоединились к новоиспеченным лидерам. Следовательно, «Порше» на высшую ступень подиума привел пять своих гонщиков из восьми, да еще Джо Бузетта и Джо Шлессер на третьем месте, только Миттер выбыл.

Из-за кризиса в 1972 году гонку сократили до 6 часов, а в 1974-ом отменили вовсе. В 1982 году, после нахождения в составе чемпионата мира спортивных автомобилей на постоянной основе, гонка из серии вышла, а серия, со своей стороны с целью снизить затраты решила проводиться только в Европе и только на коротких дистанциях. Сама гонка стала частью IMSA GT. В 70-х годах экипажи команд были увеличены до трех пилотов. А сегодня можно наблюдать выступление и четырех и пяти гонщиков, когда машины становятся «такси» для менее удачливых членов команды. Победители 1997 года привели на подиум сразу семь гонщиков.

 

Материал подготовил Л. Карбон.

Фото из Интернета

Добавить комментарий