Разлив ГСМ — серьезный удар для экологии страны

В стране, Новости

В последнее время в Кыргызстане происходило много случаев, когда бензовозы попадали в ДТП, переворачивались, из них выливалось и возгоралось топливо. Эти аварии чаще всего наблюдаются на автодороге Бишкек – Ош, и это огромная беда для нашей страны. Экология Кыргызстана далеко не идеальна, а подобные происшествия еще больше ухудшают ее. Об экологической ситуации в стране мы побеседовали с начальником Управления экологической безопасности Государственной инспекции по экологической и технической безопасности Максатом Омуровым.

— Максат Байкабасович, как Вы думаете, почему часто происходят ДТП, связанные с разливом горюче-смазочных материалов?

— Я не могу однозначно сказать, почему происходят такие ДТП, этот вопрос не моей компетенции. Однако отмечу, что от таких ситуаций никто не застрахован. Будь то техническая неисправность автомобиля или утомленность водителя, отсутствие сменщика или ветхость дороги – специалистам-экологам неважно, почему случаются подобные аварии. Чаще всего нам приходится работать именно с последствиями таких неприятностей, поэтому причины для нас — вторичны. Нам более важно, насколько страдает экология Кыргызстана от той или иной деятельности человека.

Во всем мире экологическая безопасность является приоритетным фактором для развития современного общества, так как любая техногенная авария зачастую приводит как к человеческим жертвам, так и к большим экономическим потерям.

— А где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия, где одним из участников является водитель бензовоза?

— Согласно нашим наблюдениям, большая часть этих автоаварий происходит на дороге Бишкек – Ош. Нередки ДТП в ущелье Чычкан, где трасса достаточно узкая и неудобная для движения большегрузных автомобилей.

В прошлом году был случай, когда в реку Кара-Балта из опрокинувшегося бензовоза вытекло топливо. Но когда наши специалисты-экологи проверили состав воды, он оказался в пределах нормы. При взаимодействии с водой ГСМ перемешиваются и уносятся течением. Но часто бывают и другие, более серьезные случаи, из-за которых вред огромен.

— Если течение в реке способно смыть ГСМ, разбавив его в воде, то наверняка земля гораздо серьезнее страдает от таких аварий. Каков вред от разлитого на почву топлива?

— К сожалению, в большинстве случаев ДТП с бензовозами топливо вытекает из автомобилей на открытые участки дороги – на почву. Так ГСМ серьезно загрязняет землю. А ведь случаются и возгорания, которые приходится тушить часами.

У нас есть отработанный порядок действий, который мы выполняем, когда происходит разлив топлива на почву. Для начала эту территорию оцепляют, и если есть возможность технике добраться до места разлива, тогда загрязненную землю вычерпывают ковшами до чистых участков. После этого непригодную почву вывозят на свалку.

В Кыргызстане совсем мало мест, куда можно увезти землю, пропитанную ГСМ. Если поблизости от промышленных предприятий есть специальные хвостохранилища, тогда мы стараемся отправить ее туда. Но чаще всего грузовые автомобили вывозят испорченную топливом землю на обычные мусорные полигоны и там сгружают.

Вопросы экологической безопасности и сохранения окружающей среды особо отмечены в конституциях ряда европейских стран.

— А какие санкции применяете к водителям, из-за ошибок которых происходят подобные несчастья?

— После оценки ущерба Госэкотехинспекция выписывает штраф водителю автомобиля. Наказания, касающиеся административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, прописаны в Кодексе об административной ответственности КР.

Согласно статье №167 выброс (сброс) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, физическое и иное вредное воздействие на природную среду без разрешения, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, а равно превышение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) влекут наложение административного штрафа на граждан — пятьдесят (5 000 сомов), на должностных лиц — сто пятьдесят (15 000 сомов), на юридических лиц — триста (30 000 сомов) расчетных показателей.

— Получается, водитель бензовоза должен выплатить государству только 5 000 сомов? А соразмерна ли такая сумма с ущербом, который нанесен окружающей среде?

— Хочу сразу отметить, что выписывать штраф водителю, который только что чудом выжил в ДТП, действительно сложно. Человек и так наказан за пренебрежение Правилами дорожного движения или режима труда и отдыха – пострадал, машина перевернулась, загорелась. В авариях всякое бывает, и это, естественно, огромный стресс для водителя. Он сидит в шоке, а тут к нему подходит инспектор-эколог и говорит, что нарушитель обязан выплатить штраф в размере 5 000 сомов за загрязнение экологии. Повторюсь, водитель и так сам себя наказал. Но закон есть закон, поэтому штраф выписываем пока что в таком размере.

— А в связи с частыми ДТП и разливом ГСМ не собирается ли Управление по экологической безопасности инициировать ужесточение наказания?

— Пожалуй, многие согласятся, что наказывать за такие правонарушения нужно жестче, чтобы в будущем человек был внимательнее – все же не лук везет и не картофель, а опасный груз, который может и к пожару привести, и воду испортить.

Мы к концу лета планируем предложить Жогорку Кенешу повысить суммы штрафов за загрязнение экологии. Кыргызстан – наш общий дом, и мы должны беречь его. Нужно сделать так, чтобы внимание и концентрация водителей, перевозящих опасные грузы, были всегда на пределе. Может быть, опасаясь высоких штрафов, юридические и физические лица станут более ответственно относиться к перевозке грузов.

Мало бороться с последствиями и жестко наказывать виновных за нанесение вреда окружающей среде. Ведь, как говорят в народе: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». В профилактических целях нужно вести работу с водителями – объяснять, к чему может привести их секундная оплошность. Всегда лучше предусмотреть беду, чем разбираться с результатами чьей-то безответственности. Мы планируем начать проводить разъяснительные беседы с компаниями, реализующими ГСМ. Благодаря этому надеемся повысить сознательность водителей, перевозящих опасные грузы.

— Большое спасибо за беседу!

О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий