Что лучше: турбина или компрессор?
В наше время очень актуально увеличивать скоростные показатели своего автомобиля. Наиболее распространенные варианты — это установка компрессора или турбины. Что лучше выбрать для автомобиля: компрессор или турбину? Попробуем разобраться в этой статье: преимущества и недостатки этих агрегатов.
Компрессор
Существуют объемные нагнетатели, они подают воздух в двигатель равными порциями независимо от скорости, что дает преимущества на низких оборотах.
Компрессоры внешнего сжатия очень хорошо подходят там, где требуется много воздуха на низких оборотах. Минус — это то, что давления он сам не создает и может создать обратный поток. Его сжатие имеет довольно низкий КПД.
Компрессоры внутреннего сжатия довольно хороши на высоких оборотах и имеют намного меньший эффект обратного потока. Из-за высоких требований к изготовлению имеют высокую цену, а при перегреве имеют шанс заклинивания.
Динамические нагнетатели работают при достижении определенных оборотов, но зато с большой эффективностью.
Компрессоры работают от коленчатого вала двигателя с помощью дополнительного привода. И поэтому обороты компрессора зависят от оборотов двигателя.
С компрессором намного проще при установке и эксплуатации. Работает он на низких и на высоких оборотах. Также он не требует больших усилий или затрат при ремонте, так как, в отличие от турбины, компрессор — независимый агрегат.
Чтобы настроить компрессор, не нужно больших усилий или каких-либо профессиональных знаний, все настраивается топливными жиклерами. У приводных нагнетателей (компрессор) давление не зависит от оборотов, и поэтому автомобиль очень четко реагирует на нажатие педали газа, а это довольно ценное качество, когда машина разгоняется. Еще они очень просты в своей конструкции.
Турбина
Турбина работает за счет энергии отработавших газов. Турбокомпрессор — это комбинирование турбины и центробежного компрессора.
Выхлопные газы с большей скоростью вращают колесо турбины на валу, а на другом конце вала находится центробежный насос, который нагнетает больше воздуха в цилиндры.
Чтобы охладить сжатый турбиной воздух, используют дополнительный радиатор — интеркулер.
Чтобы настроить турбину, понадобится хороший специалист для настройки под топливную смесь.
Каковы недостатки?
Турбина хорошо подходит для обогащения кислородом топливной смеси. Но все же имеет свои минусы:
— турбина — это стационарное устройство и требует полной привязки к двигателю;
— на малых оборотах она не дает большой мощности, а только на больших способна показать всю свою мощь;
— переход с малых оборотов до высоких называется «турбо-ямой», чем большую мощность имеет турбина, тем больше будет эффект «турбо-ямы».
В наше время уже имеются турбины, отлично работающие на высоких и на низких оборотах двигателя, но и цена у них, соответственно, приличная. При выборе компрессора или турбины многие отдают предпочтение турбонаддуву, независимо от цены.
Есть недостатки и у компрессоров: моторы, оборудованные нагнетателями с механическим приводом, имеют большой расход топлива и меньший КПД в сравнении с турбиной.
Разница в цене
Также имеются большие различия в цене. Любая мощная турбина популярного производителя будет иметь большую стоимость и будет дорога в обслуживании. И к тому же, для ее установки требуется немало дополнительного оборудования. Компрессору же нужен только дополнительный привод.
Материал подготовил Т. Баятов