Хотели как лучше, а получилось как всегда 

В стране, Мы и автомобиль, Новости, Полезное

В последнее время часто поднимается вопрос о необходимости внедрения в Кыргызстане проекта «Безопасный город», однако сейчас есть ряд проблем, из-за которых это невозможно осуществить. И одна из них – отсутствие данных о владельцах автомобилей, которые не перерегистрировали покупку в ГРС КР, приобретая машину «по доверенности». 

Чтобы уточнить, как Государственная регистрационная служба намерена решать проблему с отсутствием информации о нынешних владельцах автомобилей, мы обратились к заместителю директора Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТСиВС) при ГРС КР Усеину Касмалиеву.

Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно оглянуться в прошлое и понять, как Кыргызстан пришел к проблеме необязательной перерегистрации авто и, как следствие, отсутствия информации о текущих владельцах транспортных средств.

2004 год: введение обязательной регистрации доверенностей

Усеин Касмалиев рассказал, что в 2004 году в целях упорядочения использования автотранспортных средств и усиления борьбы с преступностью было принято постановление №687, которое устанавливало обязательную регистрацию доверенностей на управление транспортными средствами в органах регистрации автотранспортных средств в течение 10 дней с момента приобретения авто независимо от срока действия доверенности. На практике было так: продавая автомобиль, собственник в нотариальной конторе выписывал на покупателя доверенность – на право управления ТС с правом отчуждения или же просто на право управления транспортным средством. Максимальный срок доверенности согласно Гражданскому кодексу длится три года. Полученный документ – доверенность — до 2012 года нужно было зарегистрировать в базе данных государственного органа по регистрации автотранспортных средств.

2012 год: отмена обязательной регистрации доверенностей

В 2012 году правительство КР приняло постановление и отменило обязательную регистрацию доверенностей в ГРС. По словам Касмалиева, это было сделано для удобства граждан. Теперь, если в семье есть одна машина, а ездят на ней муж (собственник), жена и старшие дети, то на каждого выписывать доверенность на право управления транспортным средством не нужно. Любой член семьи может ездить на семейном авто, имея при себе свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт), водительское удостоверение и квитанцию об уплате налога на имущество 4-ой группы.

Отрицательный результат 

Однако с вступлением постановления в силу выявились и проблемы, которые почему-то не предусмотрели. По словам замглавы ДРТСиВС при ГРС КР Усеина Касмалиева, сейчас неизвестно, сколько доверенностей вообще выдано в республике.

Также ГРС при ПКР и ГУПМ МВД КР стали регулярно сталкиваться с жалобами собственников автомобилей, что службы отправляют им квитанции о штрафах за нарушения ПДД новыми владельцами и налоговые счета за имущество 4-ой группы (дорожный налог).

Кроме того, сейчас в Кыргызстане идет активная внутренняя и внешняя миграция, поэтому часто в Государственную регистрационную службу обращаются люди, которые не могут найти физическое лицо, распоряжающееся транспортным средством на текущий момент.

Регистрация важна 

Переоформление автомобиля – своего рода гарантия безопасности покупателя. Так он не покупает «кота в мешке», потому что по установленному регламенту в регистрационно-экзаменационных отделах ДРТСиВС обязательно проводят визуальный осмотр автомобиля, сверяют серийные номера на кузове, двигателе и в документах. Также специалисты проверяют, не числятся ли за машиной штрафы, не состоит ли она в списке угнанных, заложенных или арестованных.

При оформлении доверенности нотариальные компании, как правило, не проводят подобную процедуру, поэтому покупатель может приобрести помимо автомобиля и проблемы.

Также при продаже транспортного средства «по доверенности» всегда есть риск, что новый владелец попадет в ДТП и, нарушив Правила дорожного движения, скроется с места происшествия. А в результате сотрудники патрульной милиции будут в первую очередь искать собственника автомобиля, данные о котором указаны в базе данных по учету транспортного средства в регистрационной службе. Кстати, собственник ТС, согласно Гражданскому кодексу, в любой момент может аннулировать выданную доверенность и потребовать транспортное средство обратно.

Почему бы не перерегистрировать? 

Усеин Касмалиев с пониманием отметил, что раньше люди неохотно переоформляли автомобили, так как это было дорого и стоимость была привязана к курсу евро, который то поднимался, то опускался. Однако в прошлом году окончился срок контракта с частной компанией, производящей дорогие номерные знаки. Сейчас эту функцию выполняет государственное предприятие, у которого номерные знаки стоят существенно дешевле.

Если раньше одна пара номеров стоила 1200-1600 сомов, то сейчас стоимость фиксированная и снижена почти в два раза. Пара номерных знаков стоит 798 сомов, а для транспортных средств, у которых по стандарту устанавливается только один знак, цена соответственно вполовину ниже – 399 сомов.

Помимо приобретения номерных знаков нужно оплатить стоимость бланков, банковские комиссии, услугу по формированию базы данных и при перерегистрации однопроцентный сбор от стоимости транспортного средства по тарифной сетке.

В результате получается, что официальное переоформление транспортного средства в ГРС стоит лишь на 1000-1500 сомов дороже, чем получение доверенности в нотариальной конторе. Однако благодаря такой незначительной переплате можно избавить себя от огромных проблем.

Но наши дела… 

Усеин Касмалиев обратил внимание, что на текущий момент практически невозможно найти достоверную информацию, кто сейчас владеет транспортным средством и сколько раз на него выписывали доверенности. Касмалиев уверен, что решение проблем возможно только при внедрении современных программных продуктов учета.

Сейчас регистрация транспортных средств делается в каждом территориальном регистрационном отделе, а собранная информация при помощи флеш-карты примерно раз в неделю передается в центральный аппарат. В государственном учреждении «Специализированный центр информационных услуг» формируется база данных. Естественно, сейчас оборот и обновление информации происходят медленно, почти по старинке.

«Мы планируем в скором времени внедрить систему учета транспортных средств и водительского состава. Это будет автоматизированная программа, интегрированная с системой учета населения. В результате в ГРС будет одна крупная единая база, где будет храниться вся нужная информация», — отметил Касмалиев.

Он подчеркнул, что эту систему нужно будет интегрировать с системой регистрации выданных доверенностей, которую следует установить во всех нотариальных конторах Кыргызстана.

«На сегодняшний день пока нет программы по регистрации выданных доверенностей. Однако в ГП «Инфоком» при ГРС при ПКР есть возможность создать такую программу и интегрировать ее с базой данных транспортных средств. В результате появится возможность выяснить, на кого выписана доверенность и кто сейчас владеет транспортным средством», — с надеждой заметил заместитель директора ДРТСиВС при ГРС КР Усеин Касмалиев.

Как только это произойдет, ГРС при ПКР и, следовательно, ГУПМ МВД КР получат данные о владельцах транспортных средств, пользующихся автомобилями «по доверенности». Это будет один из фундаментальных «кирпичиков», который позволит ускорить процесс внедрения проекта «Безопасный город».

О. Башкирова

Добавить комментарий