В Бишкеке есть бесплатные курсы таксистов
Выйдя на улицу в любое время дня и ночи, можно увидеть множество машин-такси. Они принадлежат разным компаниям, которых в городе, кстати, более сорока. Автомобили, старые или новые, как рыбки в океане, снуют по улицам из одной точки в другую практически без отдыха. Контактируя с пассажирами, водители такси должны быть услужливыми, внимательными и тактичными, однако такое бывает не всегда.
В Бишкеке есть учебный центр, который на бесплатной основе обучает водителей такси. Это частная организация, которую финансово поддерживает таксомоторная компания «Жорго». Центр обучает водителей, а, закончив курсы, они с легкостью трудоустраиваются в столичные службы такси, в том числе и в «Жорго».
Программа обучения рассчитана так, чтобы она была удобна курсантам: занятия в основном проходят дистанционно, и курс рассчитан всего лишь на 40 часов.
«Проект обучения взят из образовательной программы британских таксистов. Ведь там таксисты, чтобы заполучить лицензию «лондонского кебмена», учатся целых два года. Учреждение общественных перевозок выдает разрешение на работу только после успешной сдачи теста «Знания», который заключается в том, что водитель должен без подглядывания в карту объяснить, где находится большинство столичных улиц и даже мало-мальски значимых зданий», — пояснили в центре.
Курс обучения делится на три больших раздела: «Организация перевозок пассажиров», «Обеспечение безопасности перевозок» и «Культура обслуживания пассажиров».
Главная задача – научить водителей хорошо ориентироваться по Бишкеку, знать практически вслепую все перекрестки, расположение домов, организаций, магазинов.
«От знания города зависит, сколько пассажиров сможет перевезти водитель за свою смену. Это выгодно нуждающимся в перевозке — многие ездят на такси, потому что хорошо не знают город и боятся потеряться. Также это полезно и для водителей – больше клиентов и работы, значит, и заработная плата выше», — отметили в центре.
Немаловажно и обучение таксистов организации безопасности перевозок. Так, преподаватели рассказывают курсантам, как предотвращать конфликты с клиентами и обезопасить себя от преступников.
«Работа таксистом – это очень опасный труд. Контакт с людьми всегда предполагает возможные риски. Пассажиры бывают разные – попадаются как спокойные и неразговорчивые, так и пьяные, буйные. Мы учим своих курсантов тому, что машина – это прежде всего «груда железа». Поэтому никогда не стоит рисковать своей жизнью ради сохранения автомобиля», — рассказали в центре.
Уже продумана специальная стратегия, как должен поступать водитель, если пассажир хочет причинить ему вред. Первое, здесь есть уловка: нужно осторожно заглушить мотор автомобиля, вынуть ключ и сказать пассажиру, что машина, к сожалению, сломалась. Злоумышленник может успокоиться и не причинит вред. Второе, если ситуация накаляется и клиент начинает «действовать», то инструкция учит выйти из автомобиля, вежливо попросить нарушителя оставить плату на сидении и уйти. Третье, если пассажир уже начал проявлять агрессию, лучше отойти от автомобиля и, находясь на дистанции, предупредить дебошира о том, что вы вызываете помощь и милицию, если он немедленно не выйдет из машины.
Практика показывает, что в 90% случаев нарушитель не причиняет вред ни здоровью водителя, ни автомобилю и спокойно удаляется, не найдя повода для продолжения конфликта.
Также курсантам напоминают о ПДД и учат правильно общаться с сотрудниками патрульной милиции – как взаимоуважительно разговаривать с инспектором, как доказывать свою невиновность, какие предъявлять документы и как это правильно делать.
Немаловажная часть курса касается третьего раздела обучения — культуры обслуживания пассажиров. Во время консультаций преподаватели рассказывают курсантам, как следует вести себя с клиентами, в том числе с иностранцами, лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Все мы понимаем, что водитель должен быть тактичным и вежливым. А знание тонкостей обслуживания позволяет привлекать новых клиентов и увеличивать количество постоянных.
Заканчивается обучение проверкой – практическим заданием, где инструктор садится в автомобиль к таксисту и, как клиент, просит довезти его в точку назначения. В случае если водитель делает все корректно – курсы окончены, и человек отправляется в «свободное плавание» на работу.
«Мне пригодились знания, которые я получил на курсах. Теперь я их применяю в работе. Все зависит от человека, хочет он стать лучше или нет. Можно окончить хоть десяток курсов и не применять полученные знания на практике», — заметил водитель такси Бектурсун Жаманкараев.
Он особенно подчеркнул полезность блока, касающегося организации безопасности работы таксиста.
«До того, как я пришел учиться, я попал в переделку – клиент попался буйный, и у нас завязалась драка. В результате у меня были и травмы, и синяки. Но после окончания курсов я уже знаю, как минимизировать опасность и сохранить свою жизнь и здоровье», — рассказал он.
В центре рассказали, что в городе эти курсы не единственные. Подобную услугу оказывает и другая таксомоторная компания Бишкека. К сожалению, мы не располагаем информацией, есть ли подобные курсы в других городах и регионах Кыргызстана – скорее всего, они нужны и там.
Хочется подчеркнуть, что в последнее время участились жалобы на таксомоторные компании, и люди говорят о необходимости введения обязательного обучения таксистов как минимум культуре общения и ПДД. Радует, что сейчас хотя бы сами владельцы компаний решили позаботиться о качестве предоставляемых услуг и уровне компетентности своих водителей.
Если вы хотите стать хорошим таксистом и получить полезные знания, обращайтесь по телефону (0-770) 28-93-29.
О. Башкирова