Техосмотр: будь уверен в своей безопасности

Мы и автомобиль, Полезное

Часто ли вам доводится видеть на улицах автомобили, которые явно выглядят подозрительно дефектными? А часто ли вы ездите на общественном транспорте, который дышит на ладан? Пытаясь разобраться в ситуации, почему на наших дорогах много автомобилей в неудовлетворительном техническом состоянии, печатно-электронное издание «АВТОгид» обратилось к советнику президента Ассоциации центров технического осмотра транспортных средств КР Сатану Асылбекову. 

— Давайте для начала определимся, что такое технический осмотр, и кто его должен проходить?

— У нас в стране есть Закон «О дорожном движении в Кыргызской Республике», где статьи №15 и 16 касаются технического осмотра транспортных средств. В первой уточняется, что участвующий в дорожном движении транспорт должен быть безопасным. И обязанность по поддержанию автомобилей в исправном состоянии возлагается на владельцев, независимо от форм собственности. Технический осмотр призван выявлять имеющиеся недостатки, которые могут нарушить безопасность всех участников движения на дороге.

В статье №16 имеется полный список транспортных средств, подлежащих осмотру. Сейчас обязательный регулярный техосмотр должны проходить автомобили, используемые в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (в том числе легковые автомашины (такси)), грузов, опасных грузов, нефтепродуктов. Кроме того, осмотр требуется специальным и специализированным средствам – к примеру, каретам скорой медицинской помощи, пожарным автомобилям, машинам, участвующим в строительстве, сельхозтехнике, тракторам и транспорту, вовлеченному в перевозку денежной выручки и ценных грузов.

Другим наземным транспортным средствам, согласно закону, технический осмотр только рекомендуется, и его автолюбители проходят в добровольном порядке.

Советник президента Ассоциации центров технического осмотра транспортных средств КР Сатан Асылбеков

— А какова ситуация с техосмотром в других странах?

— Поразительно, но в других странах все транспортные средства обязаны проходить технический осмотр. Только в Кыргызстане и в Индии действует закон, по которому техосмотр для легкового автотранспорта носит рекомендательный характер. Тем не менее, от кыргызстанцев, желающих выехать даже в соседние страны, на границе с Казахстаном всегда требуют талон о прохождении техосмотра, диагностическую карту и страховой полис. Так или иначе, потребуется представить документы о том, что машина исправна и соответствует нормам и стандартам.

— Как часто автолюбителям требуется проходить осмотр автомобиля?

— По закону транспорт, задействованный в перевозке пассажиров, опасных и специальных грузов, должен осматриваться два раза в год. Грузопассажирские и грузовые автомобили, сельхозтехника, специализированный транспорт обследуются в зависимости от года выпуска. В течение первых трех лет эксплуатации техосмотр не нужен, с трех до семи – один раз в два года, а старше семи лет – ежегодно.

Вид ТС Периодичность
ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, грузов и опасных грузов 2 раза в год
Легковые (такси), оказывающие услуги по перевозке пассажиров, грузопассажирские, грузовые, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ), специальные и специализированные транспортные средства До 3 лет – не подлежат

От 3 до 7 лет – 1 раз в 2 года

Старше 7 лет – ежегодно

Частные легковые автомобили Добровольно

— А что именно ваши специалисты осматривают?

— Есть определенные параметры и требования, предъявляемые к транспорту при проведении техосмотра. Для начала в аккредитованном диагностическом центре технические эксперты сверяют всю имеющуюся документацию: номер кузова должен быть идентичным номеру в техпаспорте. Номер двигателя, кстати, может отличаться, ведь сейчас модно менять в машинах стандартные двигатели на более мощные модели.

Во время техосмотра технический эксперт обязательно проверяет тормозную систему. Она должна соответствовать требованиям стандартов, в частности норме эффективности и устойчивости торможения. Также эксперт проверяет тормозные шланги, чтобы не было подтеканий тормозной жидкости, нарушений герметичности трубопроводов или соединений, проверяет работоспособность люфта рулевого управления и внешние световые приборы. Кроме того, технический эксперт проводит визуальный осмотр работоспособности стеклоочистителей и стеклоомывателей, износ шин и колес. Двигатель тоже требует проверки — проверяется количество выделяемых загрязняющих веществ с помощью газоанализатора или дымомера, отсутствие подтеканий топлива. Кроме того, соответствовать требованиям должны зеркала, замки дверей, аварийная сигнализация, звуковой сигнал, ремни безопасности. А также аккредитованные диагностические центры проверяют наличие огнетушителей, знака аварийной остановки и многое другое. Всего более 60 пунктов, и если хотя бы один из них не соответствует нормам — техосмотр не пройден.

— Что должен делать автовладелец, чтобы получить вожделенный талон, в случае обнаружения неисправностей?

— По положению о порядке проведения технического осмотра транспортных средств, в которых выявлены нарушения, последние должны быть устранены в течение 15 дней. После этого требуется пройти техосмотр повторно в аккредитованном диагностическом центре. Многие переживают, что их автомобили снова будут проверять от начала до конца, стараясь «выявить» упущенные недочеты. Но я хочу заверить, что повторный осмотр проводится только по тем позициям, которые не отвечали установленным критериям в первый раз.

— По Вашим наблюдениям, сколько автомобилей в день в Вашем диагностическом центре не проходят техосмотр сразу?

— Сложно сказать точно, ведь у нас каждый день разное количество клиентов. Но примерно 5-10% машин приходится отправлять на устранение выявленных неполадок, поскольку что-нибудь не соответствует нормам. Вообще помимо основного техосмотра, который проводится два раза в год, водители общественного транспорта должны ежедневно проводить самостоятельный осмотр своих автомобилей на конечной стоянке или на автобазе.

— А что делать, если водитель прошел техосмотр, но талон где-то потерялся?

— Мы составляем реестр прошедших осмотр транспортных средств, включая данные о марке автомобиля, государственном номере, номере кузова и шасси, годе выпуска. Также туда вносятся данные о дате прохождения осмотра, ФИО владельца и типографский номер бланка талона. Если человек потеряет талон о прохождении техосмотра, то его можно будет легко и просто за один день восстановить, обратившись в диагностический центр.

— Какова стоимость услуги?

— В Кыргызстане она составляет от 550 до 1000 сомов в зависимости от типа транспортного средства. Цена за аналогичный осмотр в Российской Федерации — от 1300 рублей и выше. Сейчас на улице грязно, и многие автолюбители только на мойку машин тратят в неделю от 300 сомов. Поэтому один раз в год можно «раскошелиться» и пройти техосмотр, чтобы быть уверенным в исправном состоянии машины, ведь внутренняя исправность автомобиля гораздо важнее его внешнего лоска. Рассмотрим пример: сейчас многие жалуются на слишком яркий свет фар у некоторых автомобилей, который ночью слепит водителей встречного транспорта. Возможно, был приобретен и установлен фальсификат автоламп, и у владельцев этих машин внешние световые приборы явно не соответствуют установленным нормам. В итоге, пренебрегая техосмотром, такие автовладельцы могут спровоцировать ДТП. А опытный мастер в ходе техосмотра всегда отличит качественную лампу от подделки, предупредив об этом автовладельца. Один раз в год можно на добровольной основе проверять свой автомобиль, чтобы быть уверенным в его безопасности.

— Где можно пройти техосмотр в Бишкеке?

— В городе есть много диагностических пунктов: в Джале, в районе Западного автовокзала, у РЭО ГАИ, около магазина Grand Comfort, у рынка «Чекиш-Ата» и в Кок-Жаре по улице Мадиева, 29, а также в Военно-Антоновке.

— Пользуясь случаем, что бы Вы хотели пожелать автолюбителям?

— Я хотел бы призвать автомобилистов быть внимательными на дороге и проходить технический осмотр регулярно. Процедура занимает максимум 20-30 минут, а стоимость услуги не такая уж высокая, чтобы говорить о «непосильности» цены. Благодаря специализированному осмотру водители смогут быть уверенными в том, что их автомобиль безопасен как для владельца, так и для всех участников дорожного движения. У нас работают квалифицированные технические эксперты, которые могут выявить все неисправности. Уважаемые водители, имейте активную гражданскую позицию, ведь от вашей сознательности зависят здоровье и жизнь других людей.

С советником Ассоциации центров технического осмотра автотранспортных средств КР Сатаном Асылбековым можно связаться по телефонам (0-777) 99-92-29, (0-703) 03-50-05 или обратиться по адресу: ул. Мадиева, 29.

Беседу вела О. Башкирова

2 comments

  • Здравствуйте, у меня вопрос. Котируется ли диагностическая карта автомобиля на территории Кыргызской Республики, которая была проведена в Российской Федерации?

    • Здравствуйте! Да, диагностическая карта автомобиля, которая получена в странах –участницах Женевской Конвенции котируется в Кыргызстане.

Добавить комментарий