26 января 1918 года имущество гаража Николая II передано Рабоче-крестьянскому правительству

Автокалендарь

26 января 1918 – в России все имущество гаража Его Императорского Величества передается Автоконюшенной базе Рабоче-крестьянского правительства.

Автомобили появились в повседневной жизни царской семьи благодаря князю Владимиру Николаевичу Орлову, который в 1903 г. впервые подъехал к Александровскому дворцу Царского села на своей машине. Для царя первое знакомство с подобными техническими новинками началось еще летом 1895 г., когда в Петергофе ему показали «паровой велосипед». Это был французский паровой мотоцикл фирмы «Millet», выпущенный в 1893 г.

Постоянные поездки на автомобилях российских монархов начались только с 1905 г. Николай II поначалу настороженно воспринял эту новую технику, но после пробной поездки усадил в автомобиль и императрицу Александру Федоровну. Новинка настолько понравилась царю, что он совершал поездки на автомобиле практически каждый день. Князь Орлов, опасаясь подвергать жизнь царя опасности, фактически превратился в его шофера.

Итак, первые автомобили, парк которых постоянно увеличивался, появились в Царском Селе у императора к концу 1905 года. Возникла необходимость решить кадровые проблемы. Князь В.Н. Орлов выступил инициатором открытия «Императорской школы шоферов». Он же подобрал личного шофера Николаю II. Им стал француз с безупречными рекомендациями 25-летний — Адольф Кегресс. Некоторое время В.Н. Орлов постоянно ездил с новым шофером, проверяя его.

К концу 1906г. в гараже императора было уже семь автомобилей. С этого времени затраты на оборудование гаража и закупку автомобилей были постоянно высоки.

Автомобили собственного Его Величества Гаража обслуживали императорскую семью: Его Императорского Величества Николая II, императрицу Александру Федоровну, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию, наследника Алексея. Там же находились два автомобиля Дворцового Коменданта, автомобили Свиты Его Императорского Величества. 14 марта 1909 года последовало Высочайшее соизволение включить в состав Собственного Его Величества Гаража автомобили Фельдъегерского корпуса, причем ремонт и содержание производить за счет Главного Штаба. Гараж стал производить их эксплуатацию с января 1911г.

3 мая 1908г. император повелел «приобрести три грузовых автомобиля для обслуживания Их Величества Августейших Детей. Автомобили должны находиться в Гараже и отпускаться исключительно по приказаниям, полученным из комнат Их Величеств.

Грузовые моторы понадобились при ежегодных поездках Высочайшего Двора из одной загородной резиденции в другую. Таких переездов было немало: два — между Царским Селом и Петергофом, два — между Красным Селом и Петергофом, один или два — между Гатчиной и Петергофом.

По сметам Собственного Его Величества Гаража можно определить его количественный состав. 10 января 1910 г. Высочайше было одобрено установить постоянный подвижной состав в количестве 10 автомобилей, поезда «Ренар» с двумя платформами и 3-х грузовиков.

Судя по всему, Собственный Его Величества Гараж был любимым детищем Императора. Князь Орлов обладал большими полномочиями и мог в случае необходимости закупать отдельные детали, части двигателей, шины и прочее за границей, ставя перед фактом всесильный Кабинет Его Величества и Контроль Министерства Императорского Двора.

К сожалению, в документах почти нет сведений о перечне марок автомобилей и счетах на их покупку.

В августе 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну, а с сентября 1914 г. Николай II стал регулярно выезжать на фронт.

Гараж императора продолжал увеличиваться и в годы войны. Но пополнялся он не за счет роскошных автомобилей, а тех, которые могли бы понадобиться в условиях войны. Так, зимой 1915-1916 гг. для царя был разработан автомобиль-сани. К началу 1916 года в императорском гараже имелось 56 автомобилей. Среди них было девять автомобилей Николая II, девятнадцать автомобилей для свиты, три фельдъегерских автомобиля, пятнадцать хозяйственных и десять автомобилей для придворных.

После февральской революции 1917 г. и падения монархии весь автомобильный парк императорского гаража был реквизирован. 9 марта 1917 г. вся материальная часть <собственного Его Императорского Величества гаража> была передана в распоряжение Временного правительства.

С ноября 1917 г. машины гаража Временного правительства обслуживали руководство Советской России. В 1918 г. их перевезли в Москву.

Добавить комментарий