Зачем нам необходимо ОСАГО?
В начале этого года автомобилисты нашей страны бурно обсуждали вступление в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности и необходимость в связи с этим в ближайшем будущем приобретения полиса ОСАГО. Но страсти утихли, как только Жогорку Кенеш отложил наступление ответственности за несоблюдение данного закона до 2019 года. Но все же что бы изменилось в нашей жизни, если бы закон об обязательном страховании автогражданской ответственности начал действовать в Кыргызстане?
Кто виноват и что делать?
Первый вопрос, который возникает у водителей, попавших в ДТП: кто виноват? И соответственно, кто будет возмещать ущерб пострадавшим. Вполне понятно, что нести расходы никто не хочет, и каждый из участников ДТП доступными ему способами пытается быть правым, а не виноватым. Притом невзирая на факты. Следствием этого становятся многочисленные «разборки» на дорогах, с нецензурной лексикой и мордобоем. Ситуация усугубляется, если есть пострадавшие или погибшие. Даже если виновник аварии установлен, взыскать с него возмещение ущерба, деньги на лечение достаточно сложно. Месяцами, а то и годами приходится ждать судебного решения, которое подчас не исполняется. Все это приводит к тому, что пострадавший в ДТП остается один на один со своей бедой. А если вспомнить, что ежегодно в нашей стране свершаются тысячи и тысячи аварий, в которых гибнут люди или получают различные увечья, становится понятно, что это трагедия государственного масштаба.
ОСАГО, конечно, не панацея от всех бед. Но, главное, оно позволяет решить многие вопросы с возмещением ущерба в цивилизованном русле: восстановить машину после ДТП, пройти необходимый курс лечения, достойно попрощаться с погибшими. Общая сумма выплат по возмещению ущерба при ДТП может достигнуть 550 тысяч сомов. И это без выяснения отношений и в достаточно короткий промежуток времени. Да и виновнику аварии проще признать свою вину: ведь полис ОСАГО он уже приобрел, и потерпевшему ущерб будет возмещен в любом случае. Зачем в таком случае конфликтовать?
Бюрократии – бой!
Ежегодно в нашей стране происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистическим данным, в прошлом году в Кыргызстане было совершено 7066 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 1060 человек и получили различные травмы 10 402. Это только ДТП, в которых есть пострадавшие и погибшие. А ведь помимо этого есть аварии с материальным ущербом. Все эти происшествия необходимо соответствующим образом запротоколировать, провести расследование, экспертизу, передать далее на рассмотрение в судебные органы. Это отнимает огромное количество времени, нервов, материальных и человеческих ресурсов. ОСАГО позволит в значительной степени сократить все эти бюрократические процедуры, снять нагрузку с судебных органов, МВД. Ведь в большинстве своем дела о возмещении ущерба в дорожно-транспортных происшествиях будут разрешаться в рамках закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, без рассмотрения в судах. Что в свою очередь позволит повысить эффективность работы судов при рассмотрении других дел. Более того, не будет необходимости искать связи в государственных учреждениях, как говорится «маклевать», чтобы решение было принято в свою пользу. Исчезнут многие коррупционные схемы.
Отложенная интеграция
У наших соседей – в Казахстане, в России — законы об обязательном страховании автогражданской ответственности действуют не один год. И выезжая за пределы нашего государства на автомобиле, мы вынуждены приобретать полисы ОСАГО этих государств, которые стоят внушительную сумму денег. Если поездки достаточно редкие и не простираются далее границ соседнего государства, то с этим можно смириться. А если приходится ехать транзитом через несколько государств, в каждом из которых приобретать соответствующий полис, и происходит это достаточно часто? А если это крупная компания с большим парком автомашин, осуществляющая грузовые или пассажирские перевозки через несколько стран, в каждой из которых необходимо приобрести полис? В случае если бы ОСАГО действовало в Кыргызстане, вопрос решался бы достаточно просто. На межгосударственном уровне было бы принято соглашение о страховой карте, которая бы действовала на всей территории Евразийского экономического союза. Помимо того, что перевозчики из Кыргызстана теряют огромные деньги, мы еще и тормозим процесс интеграции и развитие страхового рынка в Евразийском экономическом союзе.
ОСАГО как двигатель прогресса
По вполне понятным причинам доверять государству у нас не принято. И многие восприняли ОСАГО как еще один дополнительный побор со стороны государства, деньги от которого идут непонятно кому и непонятно куда. Как бы мы того не хотели, но в большинстве стран мира ОСАГО является надежным и цивилизованным механизмом компенсации ущерба при ДТП. А помимо этого, оно выступает катализатором развития страховых и финансовых рынков. Ведь деньги, полученные от приобретения полисов ОСАГО, вкладываются в экономику страны. К тому же, проверив на себе один вид страхования, люди охотнее начинают страховать себя и своих близких на добровольной основе. Развивается рынок, деньги остаются в стране. Многие опасаются, что страховые компании соберут деньги и исчезнут за границей. Но в нашем государстве требования к страховым компаниям не менее жесткие, чем к банковским учреждениям. Подавляющее большинство страховых компаний, присутствующих на рынке Кыргызстана, работают по 10-15 лет. Развитие рынка автострахования может стать стимулом снижения процентов по банковским кредитам, в первую очередь автокредитования.
К тому же, как только закон об обязательном страховании автогражданской ответственности начнет работать, появятся десятки тысяч новых рабочих мест. Что, несомненно, положительным образом скажется на экономике всей страны.
Нельзя сказать, что наш закон совершенен. Но как неоднократно говорилось, в том числе и на страницах нашей газеты, разработчики закона постарались учесть весь опыт, в том числе и отрицательный, который приобрели наши соседи на постсоветском пространстве, в частности в Казахстане и России, во время применения ОСАГО. В нашем законе изначально прописаны многие требования, которые только сейчас или в ближайшем будущем начнут действовать в соседних странах.
В странах Европы и Америки давно признали эффективность механизма ОСАГО, и на сегодняшний день альтернативы ему не существует. А понять, насколько эффективен наш закон, мы сможем только после того, как он начнет действовать.
М. Конэго