
АВТОкалендарь: появление стартера
6 апреля 1912 года появились первые электрические стартеры. Многие современные автомобили теперь лишены возможности пуска двигателя кривым стартером.
Стартер — мощный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением, служащий для запуска двигателя.
Над устройством, способным автоматически запускать автомобильный мотор, конструкторы задумывались еще в начале автомобилестроения, ведь человек всегда стремился к созданию максимально комфортных для себя условий. Поэтому счастливым обладателям машин, которые радовались, что сидят за рулем, было слегка лень каждый раз после остановки запускать двигатель, интенсивно проворачивая «кочергу». Актуальность этой проблемы провоцировала конструкторов на создание самых разнообразных стартеров. Были попытки установки механических устройств, которые сегодня используются для пуска пил или лодочных моторов, а еще пневматических устройств, применяемых сейчас в авиации и морском транспорте.
Наиболее рациональным для автомобиля стал электрический стартер конструкции Чарльза Кеттеринга, впервые испытанный в 1912 году.
Процесс его создания был не таким уж и простым. В 28 лет Кеттеринг устроился на работу в небольшую компанию NCR в городе Дейтоне (штат Огайо). Тогда перед компанией стояла задача создать простой и технологичный таксометр-прибор для отсчета пройденного автомобилем расстояния с переводом его в денежную форму.
Вот здесь впервые и проявился инженерный талант Кеттеринга. Он с ловкостью и изобретательностью придумал и сконструировал специальный электромотор (прообраз шагового электродвигателя), с помощью которого проблема была решена.
В 1909 г. Кеттеринг вместе со своим компаньоном Э. Дидсом основал компанию DELCO (Dayton Engineering Laboratories Company) и в течение буквально двух лет изобрел и электронное зажигание, и стартер, и электрогенератор.
Сообщения о своих изобретениях Кеттеринг разослал по всем автомобильным фирмам Америки, и вскоре к нему примчался главный инженер фирмы Cadillac с просьбой установить электронное зажигание на его автомобиль. После установки он вместе с Кеттерингом наездил несколько сотен миль по дорогам США, и электронное зажигание отработало безукоризненно. Так в 1912 г. появилась новая модель автомобиля Cadillac с электронным зажиганием.
Изобретение стартера произвело настоящую революцию: за руль автомобиля сели женщины! До этого автомобиль был сугубо мужским занятием, поскольку женщинам было не под силу крутить ручку. А теперь запуск двигателя производился простым нажатием кнопки.
Кстати, кроме автомобильных изобретений за Кеттерингом числится изобретение фреонового холодильника, воздушного кондиционера, некоторых видов медицинского оборудования.