В соседних странах – Казахстане, Беларуси и России, - где дороги планомерно приводят к приличному состоянию, работают усовершенствованные современные стандарты. Нашей стране, которая должна стать транзитным центром Средней Азии, следует стремиться к мировым стандартам, внедряя новые технологии и добиваясь высоких критериев качества в дорожном строительстве.
12 августа 2015 года Кыргызстан вступил в Таможенный союз Евразийского экономического союза. С этого момента страна должна использовать технические регламенты ЕАЭС (межгосударственные стандарты и ГОСТы), которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Всего в Евразийском экономическом союзе действуют 35 технических регламентов, они покрывают самые опасные группы товаров, которые обращаются на рынке.
Технический регламент Таможенного союза
«Безопасность автомобильных дорог» в других странах-участницах Союза был принят 15 февраля 2015 года, но вследствие переходного периода в Кыргызстане он вступил в силу только 12 февраля 2016 года.
Согласно этому документу качество всех материалов, применяемых в дорожном строительстве, строго регламентируется, применяются улучшенные ГОСТы по изысканиям, проектированию и выполнению работ, а испытательные лаборатории, в соответствии с новыми правилами, тщательно проверяют все нормативы и следят за их соблюдением.
Однако, несмотря на присоединение к ЕАЭС и вступление в силу технического регламента о безопасности автодорог, транспортные артерии в Кыргызстане все еще проектируют и строят по прежним устаревшим стандартам. Очевидно, что всем ведомствам, занимающимся дорогами, нужен планомерный переход к серьезной работе по внедрению мирового опыта.
В ближайшем будущем студенты-дорожники постигнут новые технологии, создадут грандиозные проекты дорог будущего и построят их в полном соответствии с международными стандартами. По словам экспертов, нужно время и поиск новых технологий для повышения надежности и долговечности дорожных конструкций.