Общественное обсуждение проекта НПА

В стране, Новости, ПДД и штрафы

Второго февраля текущего года МВД КР вынесло на общественное обсуждение проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике»)». Проект размещен на сайте правительства www.gov.kg в разделе «Общественное обсуждение». Неточности, пробелы и коллизии в вышеуказанных документах были обнаружены в ходе реализации проекта «Безопасный город», в связи с чем предложено внести соответствующие изменения. Законопроект не противоречит нормам действующего законодательства и международным договорам.

Справка–обоснование

Настоящий проект Закона Кыргызской Республики разработан в целях исключения пробелов и коллизий в Кодексе Кыргызской Республики о нарушениях и Законе Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике», выявленных в процессе реализации компонента «Безопасный город» проекта «Умный город».

В рамках реализации компонента «Безопасный город» проекта «Умный город» в целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения количества ДТП и тяжести их последствий с 4 марта 2019 года на автодорогах страны применяются аппаратно-программные комплексы (далее – АПК) фото- и видеофиксации нарушений ПДД, ответственность за которые предусмотрена главой 19 Кодекса КР о нарушениях.

Сейчас Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях (далее – Кодекс) не предусмотрена ответственность за оставление водителем, в нарушение ПДД, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, не имеющего признаков проступка или уголовно наказуемого деяния, в связи с чем статья 127 Кодекса дополнена частью 3, предусматривающей ответственность за такое нарушение.

Кроме этого, частью 2 статьи 127 Кодекса предусмотрена ответственность лишь за нарушение иных требований ПДД, кроме упомянутых в Кодексе, повлекшее повреждение ТС, груза, автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда, дорожного сооружения или другого имущества.

К примеру, водитель, нарушив правила обгона и повредив чье-то транспортное средство, привлекается к ответственности только за нарушение правил обгона по части 1 статьи 1231 (штраф 1 категории), но в то же время водитель, ехавший вне населенного пункта с выключенным ближним светом фар в светлое время суток и допустивший повреждение другого ТС, будет привлекаться к ответственности по части 2 статьи 127 Кодекса (штраф 3 категории), поскольку Кодексом не предусмотрена ответственность за выключенные фары ближнего света при движении вне населенных пунктов.

В этой связи в целях исключения этого пробела вносятся соответствующие изменения в статью 127 Кодекса.

В настоящее время при рассмотрении дел о ДТП материалы отправляют на судебные автотехнические и трасологические экспертизы, результаты которых в большинстве случаев поступают с опозданием, при этом в статье 300 Кодекса отсутствует основание для приостановления производства по делу о нарушении, то есть обстоятельстве, влияющем на сроки получения сведений и данных, необходимых для окончания производства по делу о нарушении.

В связи с этим внесено соответствующее дополнение в часть 1 статьи 300 Кодекса.

Практика показала, что на автодорогах республики до настоящего времени транспортными средствами продолжают управлять лица по доверенности или без таковой, которые совершают нарушения ПДД, зафиксированные АПК. При этом согласно статье 306 настоящего Кодекса к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В этой связи статья 306 Кодекса дополняется частью 3, предусматривающей право собственника (владельца) ТС взыскать в порядке гражданского судопроизводства сумму оплаченного им штрафа за совершенное нарушение с фактического нарушителя.

Далее, в соответствии с частью 2 статьи 312 указанного Кодекса постановление по делу о нарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

Вместе с тем в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи» от 19 июля 2017 года № 128 Закон Кыргызской Республики «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 17 июля 2004 года № 92 был признан утратившим силу.

В этой связи в части 2 статьи 312 Кодекса слова «электронной цифровой подписью» заменяются словами «электронной подписью должностного лица», поскольку в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Закона электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме и (или) логически связана с ней, и которая используется для определения лица, от имени которого подписана информация.

Кроме этого, статья 312 Кодекса дополняется частью 4, предусматривающей возможность составления протокола о нарушении в электронном формате или бумажном носителе в случае выявления нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, по которым производство по делу приостановлено в соответствии со статьей 300 Кодекса.

Причиной данному изменению послужила нереализованность в полной мере принципов равенства перед законом, справедливости и неотвратимости ответственности за нарушение, предусмотренных статьей 6 Кодекса, поскольку ТС иностранных государств, включая транспорт с транзитными государственными регистрационными номерными знаками (далее – ГРНЗ), в электронной базе ГРС при ПКР отсутствуют.

С 4 марта 2019 года по 20 сентября 2020 года должностными лицами ГУОБДД МВД КР было приостановлено 327 270 производств по делам о нарушениях, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме АПК и совершенных с участием транспортных средств с ГРНЗ иностранных государств либо с транзитными ГРНЗ. В действующей редакции Кодекса отсутствует норма о составлении протокола о нарушении в отношении указанных лиц, а вынести электронное постановление по делу о нарушении не представляется возможным в связи с отсутствием данных о собственниках (владельцах) этих ТС. Таким образом, указанные лица, нарушившие ПДД, зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме АПК, до сегодняшнего дня остаются и будут оставаться безнаказанными, пока не будет введена вышеуказанная норма.

Реализация предлагаемой нормы будет примерно следующей: к примеру, владельцем ТС с иностранным государственным регистрационным номерным знаком, не зарегистрированным на территории КР, совершено 10 нарушений ПДД, зафиксированных с помощью АПК, но в связи с неустановленностью местонахождения владельца производство по делу о нарушении было приостановлено. Далее инспектор Патрульной службы милиции, выявив на дороге данную автомашину, останавливает и заполняет вручную или в электронном формате 10 протоколов о нарушении и вручает водителю. С момента вручения протоколов производство по делу о нарушении возобновляется и будет осуществляться в общем порядке, предусмотренном Кодексом.

Практика показывает, что при фиксации нарушений ПДД работающими в автоматическом режиме АПК и вынесении электронного постановления по делу о нарушении согласно пункту 2 статьи 328 настоящего Кодекса виновность лица в его совершении доказать практически невозможно, так как за рулем транспортного средства мог находиться кто угодно, поэтому в соответствии со статьями 306 и 312 Кодекса к ответственности за нарушение привлекаются собственники (владельцы) ТС. Протокол о нарушении не составляется, а постановление по делу о нарушении выносится без участия лица, в отношении которого открыто производство о нарушении. В этой связи законопроектом предлагаются соответствующие дополнения в пункт 2 части первой статьи 328 Кодекса.

Кодексом предусмотрено, что после вынесения постановления по делу о нарушении его подписывают представители уполномоченного органа, принявшие участие в рассмотрении дела о нарушении, и секретарь, но в случае рассмотрения и разрешения нарушения должностным лицом уполномоченного органа на месте совершения нарушения, когда лицо не оспаривает факт совершения нарушения и применения к нему данного взыскания и дополнительного правового последствия, необходимость в участии секретаря отпадает. В связи с чем законопроектом вносится соответствующее дополнение в часть 3 статьи 329 Кодекса.

Однако ввиду особенностей официального и государственного языков не представилось возможным ограничиться дополнением вышеуказанной статьи, в связи с чем в целях исключения разночтения в текстах на государственном и официальном языках потребовалось часть 3 статьи 329 Кодекса изложить в новой редакции.

Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях не предусмотрено вынесение уполномоченным органом постановления об оставлении постановления о нарушении, зафиксированного с помощью работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в случае его обжалования — без изменения и возобновлении приостановленного производства по делу о нарушении.

Кроме того, в статье 330 «Виды постановлений» отсутствуют постановления о приостановлении и возобновлении производства по делу, оставлении постановления о нарушении без изменения и возобновлении приостановленного производства по делу о нарушении в случае обжалования постановления по делу о нарушении, предусмотренного главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме АПК, лицом, привлеченным к ответственности за нарушение или его представителем (адвокатом) в уполномоченный орган.

Кодексом также предусматривается вынесение уполномоченным органом постановления о начислении пени в случае уклонения лица от уплаты штрафа в срок одного месяца, но после того, как пеня достигла своего максимального размера, а в действительности оно должно выноситься с момента начисления пени.

В целях разрешения обозначенных проблем предлагаемым законопроектом вносятся дополнения и изменения в пункты 4, 5, 6 части 1, часть 2 статьи 330 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях.

Далее, Кодексом не предусмотрено извещение лица, в отношении которого вынесено постановление о начислении пени, подлежащей взысканию, что нарушает его конституционные права и законные интересы, в результате чего данное постановление будет подлежать отмене. В этой связи предлагаемым законопроектом вносится соответствующее изменение в часть 4 статьи 331 Кодекса.

Кроме этого, предлагаемым законопроектом вносится изменение в статью 331-3 Кодекса, предусматривающее уведомление уполномоченным органом (должностным лицом) о начале рассмотрения дела или осуществлении иных процессуальных действий участников производства по делам о нарушениях не только посредством извещения, но и через телефонограммы, факсимильную связь, электронную почту либо с использованием иных средств связи.

Далее, после запуска в стране компонента «Безопасный город» проекта «Умный город» практика показала, что в соответствии с частью 1 статьи 331-4 настоящего Кодекса данные о нарушениях, предусмотренные главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированные с помощью сертифицированных специальных технических средств с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, в режиме реального времени в электронном формате посредством сертифицированного программного обеспечения направляются в автоматизированную информационную систему (базу данных) соответствующего уполномоченного органа для формирования (составления) электронного постановления без участия лица, совершившего нарушение. После формирования (составления) электронного постановления о нарушении в режиме реального времени оно утверждается электронной подписью соответствующего уполномоченного должностного лица соответствующего органа исполнительной власти в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи».

В действительности согласно Регламенту межведомственного взаимодействия участников компонента «Безопасный город» проекта «Умный город», утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 декабря 2018 года № 563, данные о нарушениях ПДД с работающих в автоматическом режиме АПК в режиме реального времени первоначально передаются в уполномоченный государственный орган в сфере регистрации населения и транспортных средств (держатель массива данных), а после — в уполномоченный орган в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пользователь автоматизированной информационной системы «Безопасный город») для формирования и вынесения постановления по делу о нарушении.

В связи с этим появилась необходимость четкого изложения данной нормы в настоящем Кодексе. Кроме того, в одном предложении в части 1 статьи 331-4 настоящего Кодекса слово «соответствующего» повторяется дважды, в связи с чем одно из них исключается.

Статья 331-4 Кодекса также предусматривает подачу в уполномоченный орган ходатайства на постановление по делу о нарушении лицом, в отношении которого составлено постановление о нарушении или его представителем (адвокатом), в случае несогласия с ним. В то же время термин «жалоба» в данной главе и Кодексе в целом видится более целесообразным, поскольку отражает в себе суть и процесс обращения в комиссию государственного органа, другими словами, лицо обжалует решение должностного лица уполномоченного органа и просит отменить его решение.

Однако ввиду особенностей официального и государственного языков не представилось возможным ограничиться дополнением вышеуказанной статьи, в связи с чем в целях исключения разночтения в текстах на государственном и официальном языках потребовалось часть 6 статьи 331-4 Кодекса изложить в новой редакции.

В настоящем Кодексе отсутствует норма, предусматривающая приостановление исполнения постановления о наложении взыскания, в случае подачи в уполномоченный орган жалобы на постановление о нарушении лицом, привлеченным к ответственности, до рассмотрения жалобы уполномоченным органом, что нарушает конституционные права и законные интересы граждан в виде предоставления им 50-процентной скидки на оплату штрафа в течение пятнадцати календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа в соответствии с частью 4 статьи 342 настоящего Кодекса.

Кроме того, в Кодексе отсутствуют нормы, предусматривающие восстановление комиссией уполномоченного органа по рассмотрению дел о нарушениях пропущенного срока на подачу жалобы лицом, привлеченным к ответственности за нарушение, или его представителем (адвокатом), и срок рассмотрения дела о нарушении, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме АПК, комиссией уполномоченного органа при поступлении жалобы, а также ссылок на нормы, которые будет применять указанная Комиссия, что нарушает конституционные права и законные интересы граждан.

Также в Кодексе отсутствует четкое определение того, когда производство по делу о нарушении считается оконченным.

Комиссии по рассмотрению дел о нарушениях (далее — Комиссия) созданы впервые при введении Кодекса КР о нарушениях в действие, поэтому при реализации норм Кодекса Комиссии столкнулись с вышеуказанными проблемами из-за некоторых пробелов в нем. В результате чего со стороны граждан растет недовольство, и в адрес уполномоченного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения органов внутренних дел Кыргызской Республики поступают многочисленные жалобы. Предлагаемым законопроектом восполняются все имеющиеся на данный момент пробелы в Кодексе.

Для этого законопроектом вносятся изменения в часть 1, пункт 2 части 3, части 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 статьи 331-4 Кодекса.

В процессе реализации настоящего Кодекса на практике судебные органы Кыргызской Республики при рассмотрении дел о нарушениях, предусмотренных главой 19 Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме АПК, по жалобам лиц, привлеченных к ответственности за нарушение или их представителей (адвокатов), также столкнулись с рядом проблем.

Например, в силу статьи 334 настоящего Кодекса при обжаловании постановления уполномоченного органа по делу о нарушении районный (городской) суд применяет правила, предусмотренные только главой 44 «Участники производства о нарушении и их права», а предусмотренные главами 45 «Рассмотрение дел о нарушениях» и 46 «Порядок обжалования постановления по делу» применять не могут.

Таким образом, суды должны принимать жалобы на постановления по делам о нарушениях от лиц, привлеченных к ответственности за нарушение или их представителей (адвокатов), но не могут их рассматривать согласно нормам настоящего Кодекса, так как с юридической точки зрения не могут применять правила подготовки и рассмотрения дел о нарушениях, но имеют право выносить по делу о нарушении решения в соответствии со статьей 335 Кодекса.

В этой связи статья 334 Кодекса дополнена правом судов применять правила главы не только 44, но и 45 и 46 Кодекса.

Практика указывает и на другие пробелы в Кодексе.

Так, по итогам рассмотрения материалов ДТП инспекторами уполномоченного органа в сфере безопасности дорожного движения выносится постановление о наложении взыскания согласно части 2 статьи 127 Кодекса в отношении одного участника, а в отношении второго участника — постановление о прекращении производства по делу.

В то же время в случае обжалования постановления уполномоченного органа виновным лицом в суде согласно статье 335 Кодекса судом принимается одно из двух решений:

1) Об оставлении постановления по делу о нарушении без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) Об отмене постановления по делу о нарушении и прекращении производства по делу о нарушении.

При этом в случае отмены постановления вопрос о возмещении материального ущерба в результате ДТП остается открытым.

В этой связи проектом предлагается расширить перечень видов постановлений, которые суд вправе принимать при рассмотрении жалобы на постановление уполномоченного органа, а именно часть первую статьи 335 Кодекса дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

3) об изменении постановления;

4) об отмене постановления и направления дела на новое рассмотрение.

Кроме этого, практика показала, что в суд с жалобами на постановления уполномоченного органа по делам о нарушениях обращаются лица, не привлеченные к ответственности и не являющиеся их представителями либо адвокатами. Это лица, управляющие транспортными средствами, не принадлежащими им по праву собственности, когда нарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме АПК и протокол о нарушении не составляется, а выносится постановление по делу о нарушении в отношении собственника (владельца) транспортного средства без его участия. Но суд согласно требованиям настоящего Кодекса обязан принять и рассмотреть данные жалобы, на что уходит много времени.

В этой связи предлагаемым законопроектом вносится дополнение в статью 332 Кодекса, предусматривающее, что в случае подачи жалобы лицом, не указанным в части 1 статьи 332 Кодекса, суд возвращает жалобу и другие материалы дела без рассмотрения.

Данная норма также позволит дисциплинировать собственников (владельцев) транспортных средств на осуществление процедуры перерегистрации транспортного средства в результате сделок купли-продажи.

При использовании новых цифровых технологий и автоматизированной информационной системы (далее – АИС) «Безопасный город» нарушения ПДД фиксируются по времени с точностью до доли секунд и время доставки копии постановления по делу о нарушении адресату также заносится в АИС «Безопасный город» с той же точностью. В этой связи отсчет времени на предоставление 50-процентной скидки на оплату штрафа происходит автоматически с использованием данной Системы.

Согласно части 4 статьи 342 настоящего Кодекса в случае уплаты штрафа за нарушения, указанные в санкциях статей главы 19, за исключением статей 119 – 120-1, части 4 статьи 121, статей 128 и 130-135, в течение пятнадцати календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа размеры штрафов уменьшаются на 50 процентов.

То есть АИС автоматически просчитывает пятнадцать календарных дней вплоть до секунды от времени доставки адресату копии постановления по делу о нарушении, после чего 50-процентная скидка аннулируется, начинается отсчет времени полной суммы штрафа в течение остальных пятнадцати календарных дней. На тридцать первый календарный день начинается начисление пени в размере одного процента от суммы штрафа за каждый день просрочки (100 календарных дней), размер которой не может превышать размер штрафа, примененного к нарушителю в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса.

Но согласно части 1 статьи 342 настоящего Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления — не позднее пятнадцати дней со дня получения им уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В году 12 месяцев, и все они разные по количеству дней: 28, 29, 30 и 31 день, поэтому со стороны граждан поступают многочисленные жалобы, связанные с четким днем начисления пени за несвоевременную уплату штрафа за нарушение.

В связи с чем предлагаемым законопроектом вносится четкое обозначение срока своевременной уплаты штрафа за нарушение в часть 1 статьи 342 Кодекса: вместо одного месяца указывается тридцать календарных дней, в случае обжалования постановления о нарушении — не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В Кодексе Кыргызской Республики о нарушениях не прописано, как поступать лицу, привлеченному к ответственности за нарушение, после того как истек срок уплаты штрафа в добровольном порядке и началось начисление пени, которая еще не достигла максимального размера.

То есть в этом случае гражданин оплачивает полную сумму штрафа и сумму пени, начисленную на день оплаты.

Для решения этой проблемы вносятся соответствующие изменения в статью 343 Кодекса. В то же время ввиду особенностей официального и государственного языков не представилось возможным ограничиться изменениями вышеуказанной статьи, в связи с чем в целях исключения разночтения в текстах на государственном и официальном языках потребовалось часть 2 статьи 343 Кодекса изложить в новой редакции.

Данный проект содержит изменения в статьи 30 и 345 Кодекса, регулирующие процедуры изъятия имущества. Данные изменения были предложены Минэкономики КР в связи с наличием противоречий в данных статьях Кодекса нормам Конституции Кыргызской Республики, выявленных в ходе его применения налоговыми органами на практике.

Так, в ходе проведенного анализа нормативных правовых актов выявлено, что нормы статей 30 и 345 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях (Исполнение изъятия имущества) противоречат нормам абзаца третьего части 2 статьи 12 Конституции Кыргызской Республики, которыми предусмотрено, что принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. При этом законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом.

В этой связи данным законопроектом предлагается внести изменения в статьи 30 и 345 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях в части решения вопроса об изъятии, конфискации, уничтожении и возврате собственнику имущества на основании решений судебных органов, а также дополнить нормами, обязывающими должностное лицо уполномоченного органа производить отметку в протоколе о нарушении об изъятии имущества, а также нормами, устанавливающими, кем производится изъятие имущества и последующее его хранение до момента принятия окончательного решения о его возращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства.

В Кодексе также отсутствовали нормы об особенностях ведения производства по делам о нарушении при изъятии имущества, в связи с чем данный пробел восполняется путем введения в Кодекс новой статьи 331-5.

Проектом также вносятся изменения в Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике».

С 1 января 2019 года за нарушения ПДД сотрудники ОБДД составляют протоколы о нарушениях в соответствии с Кодексом КР о нарушениях, при этом изъятие водительских удостоверений Кодексом не предусмотрено.

С 1 января по 13 сентября 2020 года инспекторами уполномоченного органа в сфере безопасности дорожного движения составлено 91 357 протоколов о нарушениях на общую сумму 178 356 500 сомов, из которых оплачено 125 088 554 сома, что составляет 42,5%.

Вместе с тем в действующей редакции статей 23-1 и 25 Закона Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике» заложены нормы, согласно которым основанием к отказу в выдаче водительских удостоверений является наличие сведений в автоматизированной информационной системе о задолженностях заявителя по штрафам за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи.

Однако, кроме нарушений, зафиксированных с помощью специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и видеозаписи, инспекторами уполномоченного органа в сфере безопасности дорожного движения также составляются вручную протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 19 Кодекса. Вместе с тем их наличие не является основанием для отказа от выдачи водительского удостоверения, хотя они также относятся к нарушениям ПДД.

Проектом предлагается имеющиеся в части 2 статьи 23-1 и части 3 статьи 25 Закона Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике» уточнить основания для отказа в выдаче водительских удостоверений, то есть указать, что информация о задолженностях заявителя по штрафам за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и транспорта, в том числе зафиксированные в автоматическом режиме сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, является основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения.

Однако ввиду особенностей официального и государственного языков не представилось возможным ограничиться внесением изменений в вышеуказанную статью, в связи с чем в целях исключения разночтения в текстах на государственном и официальном языках потребовалось часть 2 статьи 343 Кодекса изложить в новой редакции.

Принятие данного законопроекта будет способствовать укреплению нормативной правовой базы для дальнейшего внедрения АПК фото- и видеофиксации нарушений ПДД на территории республики в рамках реализации компонента «Безопасный город» проекта «Умный город».

Принятие проекта не повлечет за собой социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. Принятие проекта не повлечет дополнительных затрат из республиканского бюджета, не потребует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку он не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.

И.о. министра У. Ниязбеков

Сравнительную таблицу к законопроекту можно найти на сайте news.avtogid.kg в материале «Общественное обсуждение проекта НПА».

Предложения и замечания по проекту направлять Д. Жалилову по телефону: (0-312) 63-07-48.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА к проекту Закона Кыргызской Республики

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике»)»

Действующая редакция Предлагаемая редакция
Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях
Статья 30. Изъятие имущества

1. Изъятие имущества состоит в принудительном изъятии на основании решения уполномоченного органа предметов и других вещей, которые были:

1) средством (орудием) совершения нарушения;

2) предметом нарушения, связанного с незаконным обращением;

3) получены в результате совершения нарушения.

 

 

2. Изъятые предметы или другие вещи подлежат возвращению собственнику после принятия решения по делу о нарушении, за исключением предметов и вещей, запрещенных к обращению или обращение которых ограничено, а также предметов и вещей, полученных в результате совершения нарушения, которые подлежат уничтожению на основании решения уполномоченного органа либо передаче в соответствующие организации по их ходатайству.

3. Если изъятые предметы, которые являлись средством (орудием) совершения нарушения, принадлежат нарушителю, то вопрос об их конфискации решается судом в установленном законом порядке.

Статья 30. Изъятие имущества

1. Изъятие имущества состоит в принудительном изъятии предметов и других вещей, которые были:

 

1) средством (орудием) совершения нарушения;

2) предметом нарушения, связанного с незаконным обращением;

3) получены в результате совершения нарушения.

Об изъятии имущества делается отметка в протоколе о нарушении.

2. Изъятие имущества и его последующее хранение до момента принятия решения о его дальнейшем направлении осуществляется уполномоченным органом.

 

 

 

 

 

3. Вопрос о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства изъятого имущества разрешается судом, в порядке, определяемом статьей 331-5 настоящего Кодекса.

Статья 127. Нарушение иных правил дорожного движения

1. Нарушение иных требований правил дорожного движения, кроме упомянутых в настоящем Кодексе, —

влечет предупреждение или наложение штрафа 1 категории.

2. То же деяние, повлекшее повреждение транспортного средства, груза, автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда, дорожного сооружения или другого имущества, —

влечет наложение штрафа 3 категории.

 

 

 

 

 

 

Примечание. Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, не подлежит ответственности за нарушения правил дорожного движения, предусмотренные данной статьей, вызвавшие повреждение транспортного средства, при условии, что участник дорожно-транспортного происшествия воспользовался правом совместно составить сообщение об этом происшествии согласно законодательству об обязательном страховании.

 

Статья 127. Нарушение иных правил дорожного движения

1. Нарушение иных требований правил дорожного движения, кроме упомянутых в настоящем Кодексе, —

влечет предупреждение или наложение штрафа 1 категории.

2. Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортного средства, груза, автомобильной дороги, улицы, железнодорожного переезда, дорожного сооружения или другого имущества, —

влечет наложение штрафа 3 категории.

3. Оставление водителем, в нарушение Правил дорожного движения, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, не имеющего признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение штрафа 4 категории.

Примечание. Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, не подлежит ответственности за нарушения правил дорожного движения, предусмотренные данной статьей, вызвавшие повреждение транспортного средства, при условии, что участник дорожно-транспортного происшествия воспользовался правом совместно составить сообщение об этом происшествии согласно законодательству об обязательном страховании.

Статья 300. Основания, порядок и сроки приостановления производства по делу о нарушении

1. Производство по делу о нарушении приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его окончанию:

1) неустановление местонахождения физического лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение;

2) психическое или иное тяжкое заболевание физического лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение;

3) реорганизация юридического лица, препятствующая участию в производстве о нарушении.

 

 

 

2. О приостановлении производства по делу уполномоченный орган выносит постановление.

3. До приостановления производства по делу о нарушении уполномоченный орган обязан выполнить все процессуальные действия, производство которых возможно в отсутствие лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение.

4. После приостановления производства по делу уполномоченный орган обязан принять меры к обнаружению и установлению лица, совершившего нарушение.

 

Статья 300. Основания, порядок и сроки приостановления производства по делу о нарушении

1. Производство по делу о нарушении приостанавливается при наличии одного из следующих оснований, препятствующих его окончанию:

1) неустановление местонахождения физического лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение;

2) психическое или иное тяжкое заболевание физического лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение;

3) реорганизация юридического лица, препятствующая участию в производстве о нарушении;

4) обстоятельств, влияющих на сроки получения сведений и данных, необходимых для окончания производства по делу о нарушении.

2. О приостановлении производства по делу уполномоченный орган выносит постановление.

3. До приостановления производства по делу о нарушении уполномоченный орган обязан выполнить все процессуальные действия, производство которых возможно в отсутствие лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение.

4. После приостановления производства по делу уполномоченный орган обязан принять меры к обнаружению и установлению лица, совершившего нарушение.

 

Статья 306. Особенности ответственности за нарушение при фиксации нарушения специальными техническими средствами

1. В случае фиксации нарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к ответственности за нарушение в сфере дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от ответственности за нарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных деяний других лиц до совершения нарушения.

 

Статья 306. Особенности ответственности за нарушение при фиксации нарушения специальными техническими средствами

1. В случае фиксации нарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами к ответственности за нарушение в сфере дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от ответственности за нарушение, совершенное с участием этого транспортного средства, если в ходе проверки по его сообщению или заявлению будет установлено, что оно выбыло из его обладания в результате противоправных деяний других лиц до совершения нарушения.

3. Собственник (владелец) транспортного средства вправе в порядке гражданского судопроизводства взыскать с фактического нарушителя сумму оплаченного им штрафа за совершенное указанным лицом нарушения.

Статья 312. Случаи, когда протокол о нарушении не составляется

1. В случае выявления нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол о нарушениях не составляется, а постановление по делу о нарушениях выносится без участия лица, в отношении которого открыто производство о нарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 329 настоящего Кодекса.

2. Постановление по делу о нарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается электронной цифровой подписью уполномоченного органа.

3. Постановление по делу о нарушении и материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливаются путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе. Копия данного постановления направляется лицу, в отношении которого открыто производство о нарушении, по почте, заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

 

Статья 312. Случаи, когда протокол о нарушении не составляется

1. В случае выявления нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол о нарушениях не составляется, а постановление по делу о нарушениях выносится без участия лица, в отношении которого открыто производство о нарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 329 настоящего Кодекса.

2. Постановление по делу о нарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается электронной подписью должностного лица уполномоченного органа.

3. Постановление по делу о нарушении и материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливаются путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе. Копия данного постановления направляется лицу, в отношении которого открыто производство о нарушении, по почте, заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

4. В исключительных случаях, при выявлении нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, по которым производство по делу приостановлено в соответствии со статьей 300 настоящего Кодекса, в отношении лица, совершившего нарушение, составляется протокол о нарушении на бумажном или электронном носителях. Дальнейшее производство по делу осуществляется в общем порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

 

Статья 313. Участники производства о нарушении

1. Участниками производства по делу о нарушении являются:

1) лицо, привлекаемое за совершение нарушения;

2) уполномоченный орган;

3) потерпевший — лицо, которому нарушением причинен вред. Потерпевшим не может быть лицо, которому моральный вред причинен нарушением как представителю юридического лица или определенной части общества;

4) свидетель;

5) эксперт;

6) специалист;

7) переводчик.

2. Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение нарушения, может принимать участие в рассмотрении дела о нарушении лично и/или через представителя.

3. Уполномоченными органами являются:

1) уполномоченные подразделения министерств, ведомств и других государственных органов в соответствии с их компетенцией;

2) комиссии органов местного самоуправления.

 

Государственные органы и органы местного самоуправления своими решениями определяют перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о нарушениях, накладывать взыскания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и создают комиссии, наделенные полномочиями рассматривать дела о нарушениях.

Положение о комиссии, ее количественный и персональный состав утверждаются решением уполномоченного государственного органа, для органов местного самоуправления — решением местного кенеша.

4. Уполномоченный орган может делегировать право составления протокола о нарушении без права наложения взыскания по факту отдельных нарушений представителям общественных организаций (егерям, общественным рыбинспекторам и т.п.).

Статья 313. Участники производства о нарушении

1. Участниками производства по делу о нарушении являются:

1) лицо, привлекаемое за совершение нарушения;

2) уполномоченный орган;

3) потерпевший — лицо, которому нарушением причинен вред. Потерпевшим не может быть лицо, которому моральный вред причинен нарушением как представителю юридического лица или определенной части общества;

4) свидетель;

5) эксперт;

6) специалист;

7) переводчик.

2. Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение нарушения, может принимать участие в рассмотрении дела о нарушении лично и/или через представителя.

3. Уполномоченными органами являются:

1) уполномоченные подразделения министерств, ведомств и других государственных органов в соответствии с их компетенцией;

2) комиссии государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственные органы и органы местного самоуправления своими решениями определяют перечень должностных лиц, наделенных полномочиями составлять протоколы о нарушениях, накладывать взыскания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и создают комиссии, наделенные полномочиями рассматривать дела о нарушениях.

Положение о комиссии, ее количественный и персональный состав утверждаются решением уполномоченного государственного органа, для органов местного самоуправления — решением местного кенеша.

4. Уполномоченный орган может делегировать право составления протокола о нарушении без права наложения взыскания по факту отдельных нарушений представителям общественных организаций (егерям, общественным рыбинспекторам и т.п.).

 

Глава 45. Рассмотрение дел о нарушении Глава 45. Рассмотрение дел о нарушениях

 

Статья 328. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушении

Уполномоченный орган при рассмотрении дела о нарушении обязан выяснить:

1) было ли совершено нарушение;

2) виновно ли данное лицо в его совершении;

 

 

 

 

 

 

 

3) подлежит ли данное лицо ответственности за нарушение;

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

5) причинен ли материальный ущерб;

6) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 

Статья 328. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела о нарушении

Уполномоченный орган при рассмотрении дела о нарушении обязан выяснить:

1) было ли совершено нарушение;

2) виновно ли данное лицо в его совершении, кроме случаев выявления нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, где к ответственности за нарушения в сфере дорожного движения привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств;

3) подлежит ли данное лицо ответственности за нарушение;

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

5) причинен ли материальный ущерб;

6) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 329. Постановление по делу о нарушении

1. Рассмотрев дело о нарушении, уполномоченный орган выносит постановление по делу на бумажном носителе либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной подписью.

2. Постановление должно содержать:

1) наименование уполномоченного органа, вынесшего постановление;

2) дату рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

4) изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

5) указание на статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за данное нарушение;

6) принятое по делу решение.

3. Постановление по делу о нарушении подписывают представители уполномоченного органа, принявшие участие в рассмотрении дела о нарушении, и секретарь.

 

 

 

 

 

4. Постановление по делу о нарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано.

Статья 329. Постановление по делу о нарушении

1. Рассмотрев дело о нарушении, уполномоченный орган выносит постановление по делу на бумажном носителе либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной подписью.

2. Постановление должно содержать:

1) наименование уполномоченного органа, вынесшего постановление;

2) дату рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;

4) изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

5) указание на статью настоящего Кодекса, предусматривающую ответственность за данное нарушение;

6) принятое по делу решение.

3. Постановление по делу о нарушении подписывают представители уполномоченного органа, принявшие участие в рассмотрении дела о нарушении, и секретарь, кроме случая рассмотрения и разрешения нарушения должностным лицом уполномоченного органа на месте совершения нарушения, когда лицо не оспаривает факт совершения нарушения и применения к нему данного взыскания и дополнительного правового последствия.

4. Постановление по делу о нарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано.

Статья 330. Виды постановлений

1. Рассмотрев дело о нарушении, уполномоченный орган выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о начислении пени.

 

 

 

 

 

 

 

2. В случае уклонения лица от уплаты штрафа и достижения максимального размера пени, указанного в статье 29 настоящего Кодекса, уполномоченный орган также выносит постановление о начислении пени.

3. Постановление о начислении пени с указанием ее размера, а также размера штрафа и общей суммы, подлежащей взысканию, направляется в уполномоченный государственный орган по организации деятельности судебных исполнителей для осуществления взыскания в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

 

Статья 330. Виды постановлений

1. Рассмотрев дело о нарушении, уполномоченный орган выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о начислении пени;

4) о приостановлении производства по делу;

5) о возобновлении производства по делу;

6) об оставлении постановления о нарушении, зафиксированного с применением сертифицированных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи — без изменения и возобновлении приостановленного производства по делу о нарушении.

2. В случае уклонения лица от уплаты штрафа в срок, предусмотренный статьей 342 настоящего Кодекса, уполномоченный орган выносит постановление о начислении пени.

3. Постановление о начислении пени с указанием ее размера, а также размера штрафа и общей суммы, подлежащей взысканию, направляется в уполномоченный государственный орган по организации деятельности судебных исполнителей для осуществления взыскания в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.

Статья 331. Объявление постановления по делу и вручение его копии

1. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему, или присылается по почте или другими средствами связи по указанному лицом адресу.

3. Копия постановления вручается под расписку. В случае если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

 

Статья 331. Объявление постановления по делу и вручение его копии

1. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему, или присылается по почте или другими средствами связи по указанному лицом адресу.

3. Копия постановления вручается под расписку. В случае если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

4. Уполномоченный орган (должностное лицо) при вынесении постановления о начислении пени, подлежащей взысканию, извещает лицо, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 331-3. Извещение

Уполномоченный орган (должностное лицо) не позднее двадцати четырех часов до начала рассмотрения дела или осуществления иных процессуальных действий уведомляет посредством извещения участников производства по делам о нарушениях о дате и месте рассмотрения дела, об отдельных процессуальных действиях, вызывает их для принятия участия в рассмотрении дела или осуществлении иных процессуальных действий.

 

Статья 331-3. Извещение

Уполномоченный орган (должностное лицо) не позднее двадцати четырех часов до начала рассмотрения дела или осуществления иных процессуальных действий уведомляет участников производства по делам о нарушениях посредством повестки, извещения, телефонограммы, телеграммы, факсимильной связи или электронной почты либо с использованием иных средств связи, позволяющих зафиксировать соответствующий факт, о дате и месте рассмотрения дела, об отдельных процессуальных действиях, вызывает их для принятия участия в рассмотрении дела или осуществлении иных процессуальных действий.

Статья 331-4. Особенности ведения производства по делам о нарушениях, выявленных с помощью специальных технических средств с функциями фото- и киносъемки, видеофиксации

1. При выявлении нарушений, ответственность за которые предусмотрена настоящим Кодексом, с помощью специальных технических средств с функциями фото- и киносъемки, видеофиксации данные, полученные со специальных технических средств (в режиме реального времени в электронном формате посредством сертифицированного программного обеспечения), направляются в автоматизированную информационную систему (базу данных) соответствующего уполномоченного органа для формирования (составления) электронного постановления без участия лица, совершившего нарушение. После формирования (составления) электронного постановления о нарушении в режиме реального времени оно утверждается электронной подписью соответствующего уполномоченного должностного лица соответствующего органа исполнительной власти в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи».

2. На основании данных автоматизированной информационной системы соответствующего органа исполнительной власти постановление о нарушении формируется (составляется) в отношении собственника транспортного средства.

3. В постановлении о нарушении, в дополнение к сведениям, предусмотренным главой 19 настоящего Кодекса, указывается следующее:

1) данные, полученные с помощью специальных технических средств, использованных для выявления нарушения (фото- и видеоматериалы, доказывающие факт совершения нарушения и подтверждающие данные о владельце (собственнике);

2) порядок подачи ходатайства в связи с электронным постановлением о нарушении;

3) сумма штрафа и порядок его уплаты.

4. Фотоматериалы и видеозаписи нарушений, предусмотренные настоящим Кодексом, хранятся до завершения производства по соответствующему делу о нарушении.

5. Повторное составление постановления о нарушении за одно и то же нарушение, выявленное с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеофиксации, запрещается. В местах установки работающих специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеофиксации нарушений, составляются только электронные постановления.

6. Лицо, в отношении которого составлено постановление о нарушении, в случае несогласия с ним может обратиться с ходатайством в уполномоченный орган. Ходатайство может быть вручено лично, отправлено посредством почты или через информационно-коммуникационную сеть интернет в течение десяти дней со дня вручения постановления о нарушении.

 

Статья 331-4. Особенности ведения производства по делам о нарушениях, выявленных с помощью специальных технических средств с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи

1. При выявлении нарушений, ответственность за которые предусмотрена настоящим Кодексом, с помощью специальных технических средств с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, данные, полученные со специальных технических средств в электронном формате посредством сертифицированного программного обеспечения по защищенным каналам связи направляются в автоматизированную информационную систему (базу данных) соответствующего уполномоченного органа для формирования (составления) электронного постановления без участия лица, совершившего нарушение. После формирования (составления) электронного постановления о нарушении оно утверждается электронной подписью должностного лица соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «Об электронной подписи».

 

2. На основании данных автоматизированной информационной системы соответствующего органа исполнительной власти постановление о нарушении формируется (составляется) в отношении собственника транспортного средства.

3. В постановлении о нарушении в дополнение к сведениям, предусмотренным главой 19 настоящего Кодекса, указывается следующее:

1) данные, полученные с помощью специальных технических средств, использованных для выявления нарушения (фото- и видеоматериалы, доказывающие факт совершения нарушения и подтверждающие данные о владельце (собственнике);

2) порядок подачи жалобы в связи с электронным постановлением о нарушении;

3) сумма штрафа и порядок его уплаты.

4. Фотоматериалы и видеозаписи нарушений, предусмотренные настоящим Кодексом, хранятся до завершения производства по соответствующему делу о нарушении.

5. Повторное составление постановления о нарушении за одно и то же нарушение, выявленное с помощью специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, запрещается. В местах установки работающих специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеофиксации нарушений, составляются только электронные постановления.

6. Лицо, в отношении которого составлено постановление о нарушении, в случае несогласия с ним может обратиться с жалобой в уполномоченный орган. Жалоба может быть вручена лично, отправлена посредством почты или через информационно-коммуникационную сеть интернет в течение десяти дней со дня вручения постановления о нарушении.

В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок на основании заявления лица, в отношении которого вынесено постановление о нарушении, восстанавливается комиссией уполномоченного органа.

Уважительными причинами пропуска срока могут быть подтвержденные документами болезнь лица, нахождение его в командировке, стихийное бедствие или другие обстоятельства непреодолимой силы.

7. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении взыскания до рассмотрения комиссией уполномоченного органа.

8. Жалоба на постановление по делу о нарушении рассматривается комиссией уполномоченного органа в четырнадцатидневный срок со дня поступления.

9. При обжаловании постановления по делу о нарушении комиссия уполномоченного органа применяет правила, предусмотренные главами 44 и 45 настоящего Кодекса.

10. В случае подачи жалобы ненадлежащим лицом (не привлеченным к ответственности за нарушение, не потерпевшим либо не его законным представителем (адвокатом), комиссия уполномоченного органа возвращает жалобу и другие материалы дела без рассмотрения. 

11. В случае выявления нарушений, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, по которым уполномоченным органом не сформированы электронные постановления по делам о нарушениях, составляются протоколы на бумажных носителях или может быть использованы электронные формы протоколов о нарушениях, удостоверенных электронными подписями.

12. Производство по делу о нарушении считается оконченным по истечении срока на обжалование постановления о нарушении, если оно не было обжаловано, после вручения его копии лицу, в отношении которого оно вынесено либо лицам, предусмотренным статьями 331-1 и 331-2 настоящего Кодекса.

Норма отсутствует Статья 331-5. Особенности ведения производства дел о нарушении при изъятии имущества

1. В случае применения дополнительного правового последствия в виде изъятия имущества, уполномоченный орган направляет постановление и протокол по делу о нарушении в районный суд, а также иные материалы для принятия решения.

2. Постановление по делу о нарушении и иные материалы дела направляются уполномоченным органом в районный суд в течение трех дней с момента истечения срока на его обжалование.

3. Районный суд при получении материалов дела о нарушении от уполномоченного органа в течение десяти календарных дней рассматривает их и выносит одно из следующих решений:

1) о возврате изъятого имущества собственнику;

2) об уничтожении изъятого имущества в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

3) о конфискации изъятого имущества в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Решение по результатам рассмотрения материалов дела, предоставленных уполномоченным органом, выносится в виде постановления.

4. Решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении десяти дней с момента его вынесения.

 

Статья 332. Порядок и срок обжалования постановления по делу о нарушении в суд

1. Постановление уполномоченного органа по делу о нарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к ответственности за нарушение, потерпевшим, а также их законным представителем в районный (городской) суд, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок на основании заявления лица, в отношении которого вынесено постановление, восстанавливается судом.

Уважительными причинами пропуска срока могут быть подтвержденные документами болезнь лица, нахождение его в командировке, стихийное бедствие и т.п.

 

Статья 332. Порядок и срок обжалования постановления по делу о нарушении в суд

1. Постановление уполномоченного органа по делу о нарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к ответственности за нарушение, потерпевшим, а также их законным представителем в районный (городской) суд, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения копии постановления или получения его по почте. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок на основании заявления лица, в отношении которого вынесено постановление, восстанавливается судом.

Уважительными причинами пропуска срока могут быть подтвержденные документами болезнь лица, нахождение его в командировке, стихийное бедствие и т.п.

3. В случае подачи жалобы лицом, не указанным в части 1 настоящей статьи, суд возвращает жалобу и другие материалы дела без рассмотрения.

Статья 334. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу о нарушении судьей районного (городского) суда

При обжаловании постановления уполномоченного органа по делу о нарушении районный (городской) суд применяет правила, предусмотренные главой 44 настоящего Кодекса.

Статья 334. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу о нарушении судьей районного (городского) суда

При обжаловании постановления уполномоченного органа по делу о нарушении районный (городской) суд применяет правила, предусмотренные главами 44, 45 и 46 настоящего Кодекса.

 

Статья 335. Рассмотрение постановления уполномоченного органа по делу о нарушении

Рассмотрев жалобу на постановление уполномоченного органа по делу о нарушении, судья районного (городского) суда принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления по делу о нарушении без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) об отмене постановления по делу о нарушении и прекращении производства по делу о нарушении.

 

 

 

Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится в виде постановления и вступает в законную силу немедленно.

Копия постановления по жалобе на постановление по делу о нарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшему.

 

Статья 335. Рассмотрение постановления уполномоченного органа по делу о нарушении

Рассмотрев жалобу на постановление уполномоченного органа по делу о нарушении, судья районного (городского) суда принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления по делу о нарушении без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) об отмене постановления по делу о нарушении и прекращении производства по делу о нарушении;

3) об изменении постановления;

4) об отмене постановления и направления дела на новое рассмотрение.

Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится в виде постановления и вступает в законную силу немедленно.

Копия постановления по жалобе на постановление по делу о нарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшему.

 

Статья 342. Срок и порядок исполнения постановления о наложении штрафа

1. Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления — не позднее пятнадцати дней со дня получения им уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При взыскании штрафа на месте совершения нарушения оплата штрафа производится через терминал с использованием банковской карты, а при невозможности такой формы оплаты — лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение, уполномоченным органом выдается установленной формы штрафная квитанция, являющаяся документом строгой финансовой отчетности и составляемая в двух экземплярах. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение, подтверждает свое согласие с наложенным взысканием добровольной оплатой штрафа и подписью на первом экземпляре штрафной квитанции, при этом второй ее экземпляр выдается лицу, в отношении которого применена данная мера взыскания.

2. В случаях когда оплата штрафа производится не на месте совершения нарушения, штраф, наложенный за совершение нарушения, вносится нарушителем в учреждение банка или национального оператора почтовой связи в форме наличных или безналичных платежей.

3. Суммы взысканных штрафов, в том числе наложенных уполномоченными государственными органами, перечисляются в республиканский и местные бюджеты.

4. В случае уплаты штрафа за нарушения, указанные в санкциях статей главы 19, за исключением статей 119 – 120-1, части 4 статьи 121, статей 128 и 130 – 135, в течение пятнадцати календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа, размеры штрафов уменьшаются на 50 процентов.

5. 25 процентов денежных средств от сумм штрафов, зачисляемых в республиканский бюджет, взысканных за совершение нарушений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса, за исключением штрафов, взысканных за совершение нарушений, выявленных в соответствии с требованиями части 1 статьи 312 настоящего Кодекса, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, направляются на улучшение материально-технического обеспечения подразделений безопасности дорожного движения органов внутренних дел и материальное стимулирование их сотрудников.

Суммы штрафов, взысканных за совершение нарушений, выявленных в порядке, установленном частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса, формируются и используются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

 

Статья 342. Срок и порядок исполнения постановления о наложении штрафа

1. Штраф должен быть уплачен не позднее тридцати календарных дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования постановления о нарушении — не позднее пятнадцати календарных дней со дня получения им уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При взыскании штрафа на месте совершения нарушения оплата штрафа производится через терминал с использованием банковской карты, а при невозможности такой формы оплаты — лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение, уполномоченным органом выдается установленной формы штрафная квитанция, являющаяся документом строгой финансовой отчетности и составляемая в двух экземплярах. Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение, подтверждает свое согласие с наложенным взысканием добровольной оплатой штрафа и подписью на первом экземпляре штрафной квитанции, при этом второй ее экземпляр выдается лицу, в отношении которого применена данная мера взыскания.

2. В случаях когда оплата штрафа производится не на месте совершения нарушения, штраф, наложенный за совершение нарушения, вносится нарушителем в учреждение банка или национального оператора почтовой связи в форме наличных или безналичных платежей.

3. Суммы взысканных штрафов, в том числе наложенных уполномоченными государственными органами, перечисляются в республиканский и местные бюджеты.

4. В случае уплаты штрафа за нарушения, указанные в санкциях статей главы 19, за исключением статей 119 – 120-1, части 4 статьи 121, статей 128 и 130 – 135, в течение пятнадцати календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа, размеры штрафов уменьшаются на 50 процентов.

5. 25 процентов денежных средств от сумм штрафов, зачисляемых в республиканский бюджет, взысканных за совершение нарушений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренных главой 19 настоящего Кодекса, за исключением штрафов, взысканных за совершение нарушений, выявленных в соответствии с требованиями части 1 статьи 312 настоящего Кодекса, в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, направляются на улучшение материально-технического обеспечения подразделений безопасности дорожного движения органов внутренних дел и материальное стимулирование их сотрудников.

Суммы штрафов, взысканных за совершение нарушений, выявленных в порядке, установленном частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса, формируются и используются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Статья 343. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа и взыскании пени

1. В случае неуплаты в установленный законом срок в добровольном порядке штрафа за нарушение начинается начисление пени. Начисление пени прекращается при достижении ее максимального размера, указанного в статье 29 настоящего Кодекса.

 

 

 

2. По окончании срока уплаты штрафа и начисления пени уполномоченный орган направляет свои постановления о наложении штрафа и начислении пени судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 343. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа и взыскании пени

1. В случае неуплаты в установленный законом срок в добровольном порядке штрафа за нарушение начинается начисление пени. Начисление пени прекращается при достижении ее максимального размера, указанного в статье 29 настоящего Кодекса. В случае уплаты штрафа после истечения срока для добровольной оплаты, оплачивается полная сумма штрафа и сумма пени, начисленная на день оплаты.

2. В случае неуплаты штрафа и начисления максимального размера пени уполномоченный орган направляет свои постановления о наложении штрафа и начислении пени судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 345. Исполнение изъятия имущества

1. Изъятие имущества и его последующее хранение до момента принятия решения о его дальнейшем направлении осуществляется уполномоченным органом.

2. При необходимости решить вопрос о конфискации изъятого имущества уполномоченный орган обращается в районный (городской) суд в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

 

Статья 345. Исполнение изъятия имущества

1. Решение суда о возврате изъятого имущества собственнику, вступившее в законную силу, направляется уполномоченному органу для исполнения.

2. Решение суда об уничтожении либо конфискации изъятого имущества, вступившее в законную силу, направляется в орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

Закон Кыргызской Республики «О дорожном движении в Кыргызской Республике»
Статья 231. Права и обязанности собственников транспортных средств

1. Собственники транспортных средств имеют право:

— получать на безвозмездной (бесплатной) основе информацию:

о порядке государственной регистрации (перерегистрации) транспортных средств в Кыргызской Республике от уполномоченного органа в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава;

о наложенных на них взысканиях за нарушение требований безопасности дорожного движения от уполномоченного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

о наложенных на них взысканиях за нарушение установленных весогабаритных параметров от уполномоченного органа в сфере транспорта;

— выбрать цифровое и (или) буквенное обозначение государственного регистрационного номерного знака транспортного средства в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Собственники транспортных средств обязаны:

— зарегистрировать (перерегистрировать) транспортные средства в уполномоченном органе в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава в случаях, указанных в статьях 14 и 24 настоящего Закона;

— обратиться в уполномоченный орган в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава для прекращения государственной регистрации транспортного средства в связи с его утилизацией или утратой либо перед вывозом транспортного средства за пределы Кыргызской Республики на постоянное пребывание;

— предоставить транспортное средство в уполномоченные государственные органы в случаях, когда его обязательное предоставление предусмотрено правилами государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств;

— уплатить суммы штрафов при наличии своевременно неисполненных постановлений о наложении взыскания в виде штрафа за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и транспорта, зафиксированные сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи.

 

Статья 231. Права и обязанности собственников транспортных средств

1. Собственники транспортных средств имеют право:

— получать на безвозмездной (бесплатной) основе информацию:

о порядке государственной регистрации (перерегистрации) транспортных средств в Кыргызской Республике от уполномоченного органа в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава;

о наложенных на них взысканиях за нарушение требований безопасности дорожного движения от уполномоченного органа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

о наложенных на них взысканиях за нарушение установленных весогабаритных параметров от уполномоченного органа в сфере транспорта;

— выбрать цифровое и (или) буквенное обозначение государственного регистрационного номерного знака транспортного средства в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Собственники транспортных средств обязаны:

— зарегистрировать (перерегистрировать) транспортные средства в уполномоченном органе в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава в случаях, указанных в статьях 14 и 24 настоящего Закона;

— обратиться в уполномоченный орган в сфере регистрации транспортных средств и водительского состава для прекращения государственной регистрации транспортного средства в связи с его утилизацией или утратой либо перед вывозом транспортного средства за пределы Кыргызской Республики на постоянное пребывание;

— предоставить транспортное средство в уполномоченные государственные органы в случаях, когда его обязательное предоставление предусмотрено правилами государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств;

— уплатить суммы штрафов при наличии своевременно неисполненных постановлений о наложении взыскания в виде штрафа за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и транспорта, в том числе зафиксированных сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи.

 

Статья 25. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. Граждане Кыргызской Республики, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, в том числе предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

— гусеничными и колесными тракторами с двигателем мощностью до 25,7 кВт (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— колесными тракторами с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт (категория «Б») — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительную отметку в графе «А»;

— колесными тракторами с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт (категория «В») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— гусеничными тракторами с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (категория «Г») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графе «А» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— самоходными сельскохозяйственными машинами (категория «Д») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б»;

— машинами мелиоративными, землеройными, дорожно-строительными, в том числе экскаваторами и погрузчиками с объемом ковша до 2 куб.м (категория «Е»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б», «В» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— машинами мелиоративными, землеройными, дорожно-строительными, в том числе экскаваторами и погрузчиками с объемом ковша свыше 2 куб.м (категория «Е1»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б», «В», «Е» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— мотоциклами с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы) (подкатегория «А1»), — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— мотоциклами с рабочим объемом двигателя, превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, превышающей 11 кВт (категория «А»), — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— моторизованными трициклами и квадроциклами (подкатегория «В1») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— автомобилями (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, имеющими не более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «В»), — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг (подкатегория «С1»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (категория «С»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (подкатегория «D1»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительским стаж не менее четырех лет;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «D»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

— автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, и автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг (категория «ВЕ»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим непрерывный водительский стаж не менее двух лет;

— автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг (подкатегория «С1Е»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

— автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг (категория «СЕ»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

— автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг (подкатегория «D1E»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок — не менее пяти лет);

— автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг (категория «DE»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок — не менее пяти лет).

Управление троллейбусом разрешается лицам, достигшим двадцати одного года.

3. Наличие сведений в автоматизированной информационной системе о задолженностях заявителя по штрафам за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, является основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения.

 

Статья 25. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. Граждане Кыргызской Республики, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, в том числе предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

— гусеничными и колесными тракторами с двигателем мощностью до 25,7 кВт (категория «А») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— колесными тракторами с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт (категория «Б») — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительную отметку в графе «А»;

— колесными тракторами с двигателем мощностью свыше 77,2 кВт (категория «В») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— гусеничными тракторами с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт (категория «Г») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графе «А» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— самоходными сельскохозяйственными машинами (категория «Д») — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б»;

— машинами мелиоративными, землеройными, дорожно-строительными, в том числе экскаваторами и погрузчиками с объемом ковша до 2 куб.м (категория «Е»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б», «В» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— машинами мелиоративными, землеройными, дорожно-строительными, в том числе экскаваторами и погрузчиками с объемом ковша свыше 2 куб.м (категория «Е1»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим разрешительные отметки в графах «А», «Б», «В», «Е» и непрерывный годичный водительский стаж работы;

— мотоциклами с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (легкие мотоциклы) (подкатегория «А1»), — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— мотоциклами с рабочим объемом двигателя, превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, превышающей 11 кВт (категория «А»), — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— моторизованными трициклами и квадроциклами (подкатегория «В1») — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

— автомобилями (за исключением транспортных средств, относящихся к категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, имеющими не более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «В»), — лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг (подкатегория «С1»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 кг (категория «С»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими от восьми до шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (подкатегория «D1»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительским стаж не менее четырех лет;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «D»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет;

— автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, и автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг (категория «ВЕ»), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим непрерывный водительский стаж не менее двух лет;

— автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг (подкатегория «С1Е»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

— автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг (категория «СЕ»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее трех лет;

— автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12000 кг (подкатегория «D1E»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок — не менее пяти лет);

— автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг (категория «DE»), — лицам, достигшим двадцати одного года, имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырех лет (для международных перевозок — не менее пяти лет).

Управление троллейбусом разрешается лицам, достигшим двадцати одного года.

3. Наличие сведений в автоматизированной информационной системе о задолженностях заявителя по штрафам за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и транспорта, в том числе зафиксированных в автоматическом режиме сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи, является основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения.

 

И.о. министра                                                                                                                                               У. Ниязбеков

Добавить комментарий