АВТОкалендарь: Первый ГАЗ-АА
29 января 1932 года в 19.15 под звук заводского гудка и крики «Ура!» сошел первый грузовой автомобиль Нижегородского автозавода – знаменитая полуторка НАЗ-АА, позже переназванная в ГАЗ-АА.
31 января с конвейера сошла уже 25-я машина. С 28 февраля того же года на заводе был установлен план ежедневного выпуска пяти автомобилей.
Грузовик оснащался рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 3 285 см3 и мощностью 40 л.с. от автомобилей Ford-A и Ford-AA. Подача топлива осуществлялась самотеком, привод клапанов был нерегулируемым, а система электрооборудования была очень простой. Все это упрощало обслуживание и не требовало от водителя особых познаний в технике.
В то же время «полуторка» имела достаточно современные на тот момент технические решения: алюминиевые поршни, электростартер, четырехступенчатую коробку передач, косозубые шестерни в главной передаче, карданный вал внутри жесткой трубы.
Первые образцы выпускались с деревянной кабиной, и лишь в 1934 году ее сменила цельнометаллическая. Автомобиль весил всего 1750 кг, развивал максимальную скорость 70 км/ч и расходовал 19,5 л низкосортного бензина на 100 км пути.
За первые двадцать дней собрали 136 «полуторок», потом поставленные ранее на завод узлы и детали кончились, а новых поставок не было. В конце марта конвейер остановился, но после его запустили вновь.