«Золотая копеечка»
Рубрика «Ретро» продолжает пополняться удивительными историями бишкекских автолюбителей. В гости к «АВТОгиду» на своей новенькой, переливающейся золотом, «копейке» приехал реставратор Сергей Гришечкин. По словам автолюбителя, машина стала для него «золотой» не только благодаря цвету, но и из-за инвестиций, которые он в нее вложил.
— Сергей, расскажите о себе.
— Вот уже более двадцати лет я работаю автомехаником, у меня есть собственная СТО. Каждую ночь после работы я реставрирую старинную технику. Работаю до полчетвертого, а то и до полпятого утра. Потом я какое-то время вынужден поспать, а с утра снова принимаюсь за работу: днем я ремонтирую иномарки, а ночью занимаюсь реставрацией давно забытой техники. Для меня это своего рода перезагрузка.
— Когда пришло увлечение ретротехникой?
— С самого детства я обожал чинить мотоциклы. Еще школьником я находил старые мотоциклы, разбирал их и приводил в рабочее состояние. Так и зарождалось мое увлечение, которое впоследствии переросло в профессию реставратора.
— Помните свой первый опыт реставрации?
— Восстанавливать раритетные машины я начал сравнительно недавно — шесть лет назад. До этого я занимался в основном реставрацией советских мотоциклов. Когда в голову пришла идея восстановить автомобиль, я столкнулся с одной проблемой. Мне не на чем было буксировать нерабочие машины до мастерской. Тогда я купил себе бортовой УАЗ-452, для того чтобы сделать из него «рабочую лошадку». Это и был мой первый опыт в автомобильной реставрации.
— Расскажите о работе над УАЗом.
— Автомобиль я собрал полностью с нуля примерно за год. Мне нужна была мощная и надежная машина, и я установил в нее коробку от Mercedes, редуктор заднего моста от БТР-60, новые амортизаторы, шумо- и виброизоляцию, каркас безопасности, камеры и парктроники. Теперь я использую его как прицеп: очень удобно, да и расход небольшой. УАЗ — мой надежный помощник на каждый день.
— Какой проект был следующим?
— Следующим я решил восстановить ВАЗ-2101 1978 года выпуска. На него я потратил полтора года. В отличие от УАЗа, который нужен был мне для работы, «копейку» я решил сделать максимально приближенной к оригиналу, но в то же время быстрой и комфортной. Для этого я поставил туда форсированный двигатель объемом 1.2, который использовался в автомобилях ГАИ. Салон обил кожей, используемой в автомобилях Porsche Cayenne, и оборудовал машину системой бесключевого доступа. Также у автомобиля новая резина и диски, а аккумулятор стоит от Lexus — чтобы было надежно.
ВАЗ-2101 окрашен оригинальной краской Toyota Land Cruiser. В городе было всего два автомобиля такого цвета: один в российском посольстве, другой — в американском. Один из этих автомобилей позже достался другу Сергея. Это вдохновило реставратора окрасить «копейку» в цвет жидкого золота.
— Какие трудности возникают при реставрации автомобилей?
— Основные проблемы — это отсутствие запчастей и «древнее» происхождение автомобиля. Я стараюсь, чтобы внешний вид был максимально близок к оригиналу. Однако некоторые материалы, которые использовались в те годы, меня совершенно не устраивают. В этой связи при реставрации автомобилей я использую современные материалы, которые гарантированно защитят автомобиль от коррозии на ближайшие 20-25 лет.
— Как проходит процесс реставрации?
— Сначала автомобиль полностью разбирается, и каждая его деталь окрашивается отдельно. В это время я работаю над механической частью: перебираю двигатель, коробку, ходовую часть. Потом все собирается воедино, а под конец в работу вступают мастера по перетяжке салона. Я делаю только техническую часть, а остальное доверяю профессионалам.
— Сергей, над какими проектами сейчас работаете?
— Сейчас у меня есть три незаконченных автомобиля: две «Победы» и один УАЗ. Пока неизвестно, сколько будет идти реставрация: все зависит от средств, которые удастся накопить. К тому же, я работаю над всеми проектами сразу, периодически переключаясь между ними. Одну «Победу» я хочу сделать в полностью оригинальной комплектации, а во второй заменю все запчасти на более современные, от иномарок.
У Сергея в гараже стоят две «Победы», одна из которых принадлежала первому секретарю ЦК Компартии Киргизской ССР Турдакуну Усубалиеву. Сергей купил автомобиль у внука Усубалиева, даже не подозревая, что на этой машине когда-то ездил самый главный человек в республике.
— Планируете ли продавать готовые ретромобили?
— Сложно сказать. Каждая машина для меня — это как ребенок, которого я, можно сказать, родил. УАЗик я точно никогда не продам, а вот насчет «копейки» подумаю. Если найдется достойный владелец, который сможет ее содержать, тогда, может быть, соглашусь на этот непростой для меня шаг!
— Спасибо за беседу!
P.S. Кроме раритетных автомобилей у Сергея есть несколько мотоциклов советской эпохи: «Урал» и две «Явы». Материал о них читайте в следующих выпусках газеты «АВТОгид».
И. Сигитов
Фото И. Сигитова