Душа автомобиля: Эволюция автомобильных фар

В мире, Новости

Менялись автомобили — менялись и фары. За более чем столетнюю историю фары научились не только смотреть за угол и не слепить участников встречного потока, но стали экономичнее и безопаснее. Рассмотрим процесс развития головной светотехники.

Ацетиленовые фары

Первые лампы на автомобилях представляли собой обычные «керосинки», и светили они крайне тускло. Революция произошла в 1880 году, когда на паровозах стали использовать ацетиленовые прожекторы. Авиаконструктор Луи Блерио предложил устанавливать подобные осветительные устройства и на автомобили.

Работали ацетиленовые светильники так: в небольшой бачок на подножке засыпали карбид кальция и заливали воду. Поворотом вентиля на бачке ацетилен поставлялся по шлангам к нитям в фарах, которые водитель поджигал обычными спичками. Это решение было эффективнее керосина, но все еще маломощное и непрактичное.

Слабенький огонек ацетиленовой горелки едва освещал дорогу

Электрические фары

Первую электрическую фару для автомобилей в 1898 году создала фирма Electric Vehicle Company, выпускавшая электромобили. Однако нити накаливания в фарах слишком быстро перегорали, особенно при плохой погоде.

В 1912 году компания Cadillac представила электрические фары, которые входили в электросистему Delco. Прочные нити накаливания и продуманные отражатели позволили сделать автомобильную светотехнику эффективной. Электрические фары хорошо работали даже в дождь. В 1915 году стараниями Guide Lamp Company появились лампы ближнего света, а переключение между ближним и дальним светом осуществлялось посредством напольной кнопки.

Поворотный механизм

История этого решения довольно длинная. Впервые поворотный механизм фары появился в 1935 году на Tatra T77. В США пионером этого решения в 1948 году стал Tucker Torpedo Sedan.

Позабытую идею «умных фар» начали возрождать в 80-90-е годы, но механическая схема поворота фар оказалась слишком медленной, поэтому со временем она уступила место дополнительным лампам в основном блоке, зажигающимся по мере надобности.

Еще более дешевое решение — противотуманные фары, которые подсвечивали повороты. Сейчас лампы, «заглядывающие за угол», встречаются почти на всех современных автомобилях.

Packard в 1933-1934 годах предлагал уникальный головной свет с тремя режимами вместо обычных двух

Асимметричный свет

Вторая мировая война сказалась на темпах развития автомобильной промышленности, поэтому серьезные перемены в вопросе светотехники произошли позднее, в пятидесятых годах.

Французская компания Cibie, чьи противотуманки были популярны в СССР, представила фары с асимметричным пучком света, смещенным в сторону обочины. Так решалась главная проблема — ослепление водителей встречных машин. С 1957 года асимметричный свет нормативно закрепили в Европе при производстве автомобилей.

Некруглые фары

Первые фары некруглой формы были еще в довоенной Америке, на автомобилях Plymouth, однако за прямоугольным рассеивателем стоял круглый отражатель. Полноценная прямоугольная фара появилась в начале 60-х годов. В числе первых были французы из Citroen, установив некруглые фары на модели Ami 1961 года.

Галогенные фары

Важный шаг в развитии фар был сделан в 1962 году, когда компания Hella представила впервые в мире галогенные фары. Нить лампы, помещенная в колбу, находилась в среде галогенидов, которые предотвращали быстрое испарение вольфрама. В итоге удалось не только увеличить продолжительность жизни фар, но и уменьшить теплоотдачу и габариты.

Ксеноновые фары

Первый гвоздь в крышку «гроба» галогенок забила та же компания Hella. В 1991 году она предоставила ксеноновые фары для BMW 750iL. В традиционных ксеноновых фарах светится сам газ, который дает яркий свет, близкий к дневному. Эти лампы экономичнее и долговечнее галогенных.

Светодиодные фары

Это тип фар, который быстро набрал популярность. На автомобилях светодиоды стали появляться еще в начале 90-х. В основном как стоп-сигналы. В фары же они попали в 1993-м, однако особого успеха не снискали — технология была дорогостоящей и «сырой». Вторая волна популярности началась в начале 2000-х — пара светодиодов и оптоволоконные кольца создавали знаменитые «ангельские глазки», которые впервые появились на «пятерке» BMW в 2001 году.

Первым автомобилем, чьи фары были полностью светодиодными, стал гибридный флагман компании Lexus — LS600h, представленный в мае 2007 года. Осенью этого же года была показана модель Audi R8 с полностью светодиодными фарами.

Овальные фары стали применяться на европейских машинах с 1961 года. Но в США таким машинам, как этот Austin Victoria испанского производства, из-за подобной оптики путь был закрыт.

Лазерные фары

Самая продвинутая технология — лазерные фары. В таких фарах источником света является не сам лазер, а его луч, направленный на фосфорную полоску. Отраженный от нее свет выводится на дорогу через оптику. Лазерные фары «бьют» на 600 метров, что вдвое превышает дальность светодиодных.

Лазерный головной свет могут позволить себе пока только ведущие автогиганты. Активные разработки в лазерном направлении ведут Audi и BMW.

Вполне возможно, что когда-нибудь мы будем зажигать лазеры в своих автомобилях так же привычно, как сейчас включаем обычные фары. С ними теплее и светлее даже в самую темную и холодную ночь. Кто-то сказал, что если двигатель — это сердце автомобиля, то фары — его душа. Лучшего определения не придумаешь.

В. Алов

Фото из Интернета

Добавить комментарий