На каких заправках в Бишкеке недоливают бензин? Расследование ГСБЭП

В стране, Новости

В минувший четверг в пресс-центре ИА Sputnik состоялась пресс-конференция по итогам крупного расследования Финпола, связанного с недоливом топлива на столичных заправках.

Расследование началось летом прошлого года, когда в редакцию Sputnik начали поступать обращения от читателей, просивших разобраться, можно ли доверять столичным АЗС. Информагентство в свою очередь обратилось в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП) с просьбой о содействии в расследовании.

В итоге было решено провести совместную контрольную закупку на бишкекских заправках, в ходе которой выяснилось, что 10 из 12 АЗС недоливают бензин!

Следствие вели…

В пресс-конференции приняли участие представители ГСБЭП, Госинспекции по экологической и технической безопасности, а также Центра стандартизации и метрологии. Первым слово взял старший оперуполномоченный Управления оперативной работы и дознания ГСБЭП Рамиз Алиев.

«Расследование мы проводили на двенадцати АЗС города Бишкека и Чуйской области. На каждой автозаправке был закуплен бензин в количестве десяти литров. Цель этой контрольной закупки — выяснить, сколько топлива недостает при заправке на тех или иных станциях. По итогам проверки, почти все АЗС недолили бензина на 100 и более миллилитров. Все данные были запротоколированы и отправлены в следственное управление», — поделился Рамиз Алиев.

Для того чтобы узнать более точные показатели, позже были проведены закупки при помощи сертифицированного оборудования с привлечением специалистов из Центра метрологии. Всего было четыре проверки, результаты третьей из них приведены в Таблице 1.

АЗС Адрес Недолив на 10 литров
«Газпром Нефть» Чуйская область, пересечение объездной и улицы Алма-Атинской 510 мл
«Партнер Нефть» Ахунбаева, 2б, западнее кольцевой 220 мл
«Роснефть» пересечение улиц Салиевой и Торокула Айтматова 25 мл
Bishkek Petroleum кольцевая на пересечении улиц Ахунбаева и 7 Апреля 260 мл
Petrovector Чуйская область, на пересечении объездной и трассы, ведущей в Кант (возле с. Хун-Чи) 100 мл

 

Red Petroleum Чуйская область, пересечение объездной и улицы Алма-Атинской 80 мл

Как видно из результатов закупки, многие крупные АЗС недоливают бензин. Для того чтобы оценить материальный ущерб, нанесенный гражданам в результате недолива, к расследованию была привлечена налоговая служба.

«Расследование сейчас продолжается из-за налоговых проверок, в ходе которых будет выявлена точная сумма нанесенного ущерба. После этого мы сможем дать юридическую оценку делу и принять меры в отношении виновных», — пояснил следователь центрального аппарата Следственного управления ГСБЭП Айбек Мамбетов.

По его словам, все сотрудники АЗС в ходе расследования были допрошены, однако объяснить причину недолива никто так и не смог.

«К ответственности привлекут всех, чья причастность будет установлена. Неважно, это высшее руководство или простые операторы», — добавил Айбек Мамбетов.

«А кто виноват?»

После того, как все детали расследования выяснились, журналисты задали участникам пресс-конференции закономерный вопрос: «А кто же ответствен за проверку АЗС в Кыргызстане?» Оказалось, что такого рода проверки должна осуществлять Госэкотехинспекция, однако без официального заявления инспекторы не имеют права проверять АЗС.

«Мы можем подключиться к расследованию, только если возбуждено уголовное дело. Проверка без официального запроса будет превышением полномочий. Таков закон», — пояснил главный инспектор Управления метрологического надзора Государственной инспекции по экологической и технической безопасности Торобай Жукушев. По его словам, причиной является временный мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный с 2019 года. Запрет действует два года — до 1 января 2021-го.

Также инспектор напомнил, что с августа прошлого года в Кыргызстане действует технический регламент Таможенного союза, который включает в себя требования к бензиновому и дизельному топливу.
«В регламенте четко прописано, каким характеристикам должен соответствовать бензин. Обычно топливо привозят из стран Таможенного союза, где его предварительно тестируют. Однако, если при проверке выясняется, что топливо не отвечает требованиям, Госэкотехинспекция налагает на виновника штрафные санкции», — добавил Торобай Жукушев.
Бензин и экология
Технические требования включают в себя множество критериев: содержание серы, воды, бензола, ароматических углеводородов, спирта и эфира и октановое число. От последнего, по утверждению экспертов, зависят эксплуатационные характеристики топлива и его влияние на окружающую среду.

Для того чтобы понять, насколько наш бензин соответствует заявленным нормам, после контрольных закупок была проведена экспертиза. Образцы бензина марки Аи-92 cо всех проверенных АЗС сдали на исследование в Центр стандартизации и метрологии. Согласно требованиям технического регламента, октановое число не должно быть ниже 92. Проведенная экспертиза показала, что лишь на одной АЗС этот показатель не достигает нормы (см. Таблицу 2).

АЗС Адрес Октановое число
«Ауирдин» Бишкек, Лебединовка 93,6
«Газпром нефть» М. Ганди / Жибек Жолу 93,1
«Роснефть» Льва Толстого / Матыева 93
Bishkek Petroleum по объездной трассе возле дороги, ведущей в Кант 92
Red Petroleum Ибраимова/Льва Толстого 90,4

Использование бензина с низким октановым числом приводит к тому, что мощность двигателя снижается, а расход увеличивается. К тому же, частое использование некачественного топлива приводит к износу двигателя.

Единственный госорган в Кыргызстане, способный провести экспертизу на качество топлива, — это Бишкекский центр стандартизации и метрологии. Но так как надзорных полномочий ведомство не имеет, то и заставить владельцев АЗС пройти эту процедуру не может.

«В Кыргызстане действует постановление правительства, согласно которому раз в полгода колонки на автозаправках должны проходить поверку. Однако требование не выполняется: не все предприниматели обращаются к метрологам, а принудить их мы не можем — у нас нет на то полномочий», — рассказал заместитель директора Бишкекского центра испытаний, сертификации и метрологии Центра стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Болотбек Нурматов.

По его словам, есть и добросовестные владельцы АЗС, которые вовремя проходят проверку. Однако так делают далеко не все.

Итог

Таким образом, качество топлива и исправность колонок на АЗС на сегодняшний день никак не контролируются государством. Владельцы заправок сами несут ответственность за свою работу, причем делают это не самым лучшим образом. ГСБЭП возбудила уголовное дело на автозаправки по статье «Мошенничество», однако пока налоговая служба не оценит ущерб, наказать виновных не получится. Как долго будет продолжаться расследование? Сколько еще бензина недольют в баки автомобилей кыргызстанцев? Вопрос остается открытым.

И. Сигитов

Фото И. Сигитова

Добавить комментарий