«Больше, чем увлечение»: О жизни бишкекских реставраторов

Мы и автомобиль, Статьи

Недавно в гости к «АВТОгиду» заглянули Дмитрий и Анатолий Тороповы — автомобильные реставраторы из Бишкека. Необычное семейное увлечение появилось, когда маленький Дмитрий нашел в гараже отца «Жигули», а позже захотел восстановить машину. С тех пор прошло много лет, но отец с сыном продолжают реставрировать старинные автомобили и получать удовольствие от своего необычного хобби.

— Как вы пришли к увлечению ретроавтомобилями?

Анатолий: Все началось с меня. Когда я отслужил в советской армии, наша семья приобрела первый автомобиль — «Жигули». Это был 1971 год. Я проездил на этой машине пятнадцать лет, после чего мы купили новую, а эту убрали в гараж.

Дмитрий: Понимаете, это не просто увлечение, а самая настоящая любовь к старинным машинам, а конкретно – к «Жигули». Я все детство мечтал о том, чтобы ездить на отцовской машине, и, как только получил водительское удостоверение, мы принялись за ее восстановление. Перекрасили, сделали капитальный ремонт двигателя. Это и был наш первый опыт реставрации автомобиля.

— Над какими проектами сейчас работаете?

Дмитрий: Сейчас мы работаем над автомобилем ВАЗ-2108 1986 года выпуска. Почти такая же машина была в свое время у отца, поэтому я хочу ее отреставрировать. Предыдущий хозяин поменял в ней много деталей на неоригинальные. Мы все автомобили возвращаем в первозданный вид, поэтому нам предстоит заменить эти детали.

Все восстановительные работы Дмитрий и Анатолий делают по каталогам, сохранившимся с советских времен. Запчасти находят оригинальные, вплоть до болтов и гаек. Если в Кыргызстане достать не получается, они заказывают их из России или стран СНГ.

Анатолий: Еще мы работаем над «тройкой». Уже сделали капитальный ремонт двигателя, полностью перебрали коробку передач и задний мост. Даже нашли оригинальную резину, которую уже давно не выпускают.

— Как проходит процесс восстановления?

Дмитрий: Все зависит от состояния автомобиля. Иногда приходится менять крылья, заново собирать двигатель и даже заваривать части кузова. Также мы грунтуем автомобили, красим и полируем их. Шины меняем на оригинальные, а диски полностью реставрируем. Абсолютно все детали машины должны выглядеть как новые.

Анатолий: Иногда мы слегка дорабатываем автомобили. К примеру, в «тройку» мы поставили пятиступенчатую коробку передач, бесконтактную систему зажигания и магнитолу.

Реставрация одного автомобиля занимает в среднем полтора года. У семьи Тороповых частный дом, где стоит весь их автопарк, есть и мастерская. Для реставрации они используют различные станки, компрессор для покраски и сварочный аппарат.

Всего у семьи Тороповых было восемь автомобилей марки «Жигули». Сейчас осталось три: ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2108. Машины активно используются: на «копейке» ездит отец, на «тройке» — сын, а «восьмерка» ждет своего часа в гараже.

— Как вы выбираете проекты для реставрации?

Дмитрий: Найти машины несложно, но многие из них продаются с неоригинальными деталями. Поэтому, если в автомобиле заменены, скажем, сидения — за этот проект мы уже не беремся. Сложнее всего найти «родные» панели, кресла и потолки.

Анатолий: С запчастями для двигателя немного другая история. Большинство из них до сих пор можно найти на базаре. Это связано с тем, что новые «Жигули» привозились в Кыргызстан примерно до 2005 года. Тем не менее, многие элементы кузова и салона старых моделей безвозвратно утеряны.

— Расскажите, как используются машины в повседневной жизни?

Дмитрий: Я езжу на «тройке» на работу каждый день, а отец на «копейке» ездит на дачу. У меня были иномарки: Honda Fit и Honda Accord. Ничего против них не имею — хорошие автомобили, но я предпочитаю «Жигули». И этому есть вполне разумное объяснение. Во-первых, комфортный салон и мощная печка, которая выручает меня зимой. А чего стоит одна только реакция окружающих! Все так смотрят на машину, будто у тебя президент на пассажирском кресле сидит.

— Часто реставраторы говорят, что их увлечение дорого обходится. Сколько денег у вас в среднем уходит на восстановление машины?

 Дмитрий: Не так много, на самом деле. Допустим, мы берем старый автомобиль за $500 и столько же в него вкладываем. В итоге мы всего за $1000 получаем настоящую «конфетку»! А продать такой автомобиль в идеальном состоянии можно за четыре, а то и пять тысяч долларов. Так что реставрация может приносить неплохой доход, если подходить к ней с умом.

Анатолий: Основная статья расходов – это запчасти на двигатель. К счастью, они пока еще в достаточных количествах продаются на базаре. Приходится раскошелиться и на краску, грунтовку и прочие расходные материалы. Но самое ценное – это время. А его на реставрацию уходит много.

— Какие еще машины хотели бы отреставрировать?

Дмитрий: Хотелось бы поработать над «Волгой», но их довольно сложно отыскать, и нужно много вкладывать. Поэтому сейчас в планах найти «Ниву» самой первой серии. Этот автомобиль выпускался с высоким бортом и короткой дверью. Настоящая редкость в наши дни.

— Спасибо за беседу!

И. Сигитов

Фото из архива Д. Торопова

Добавить комментарий