О судьбе ОСАГО и страховом рынке страны

В стране, Новости

Почти год минул с момента вступления в силу закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автомобилистов. О судьбе ОСАГО в Кыргызстане и о страховом рынке страны «АВТОгид» поговорил с президентом Ассоциации страховщиков Кыргызстана Сабырбеком Молдокуловым.

— Сабырбек Айдарканович, расскажите о видах обязательного страхования автомобилистов в Кыргызстане.

— В Кыргызстане существуют законы об обязательном страховании ответственности перевозчиков пассажиров и перевозчиков опасных грузов, принятые более десяти лет назад. К сожалению, эти законы практически не работали до введения штрафных санкций в 2018 году. Введение наказания несколько активизировало страхование, но принятое правительством в 2019 году решение о лишении сотрудников ГУОБДД права проверки страховых полисов вновь отбросило страхование ответственности перевозчиков назад. Так, если за девять месяцев 2018 года было выдано полисов по страхованию ответственности перевозчиков пассажиров на 20 миллионов сомов, то за десять месяцев 2019 года — уже лишь на 10 миллионов сомов.

— Почему автоперевозчики не хотят страховаться?

— Часто перевозчики пассажиров объясняют отсутствие полисов их высокой стоимостью. Однако средняя фактическая стоимость полиса на одного перевозчика в прошлом году составила 360 сомов, то есть один сом в день. Мало или много это за жизнь и здоровье людей?!

Следует добавить, что полная стоимость полиса за год, конечно, несколько больше, но и ответственность при получении полиса на один месяц наступает лишь в течение этого месяца. Перевозчики не хотят страховаться в полном объеме, потому что предъявлять полисы их никто не просит. В связи с этим они берут краткосрочный полис только для получения лицензии на маршрут. Следует признать, что в настоящее время практически не существует государственного контроля за обеспечением обязательного страхования ответственности перевозчиков.

В связи с этим обязательное страхование автоперевозчиков не сильно распространено. Муниципальный транспорт с горем пополам страхуется, маршрутные такси берут страховку далеко не на весь период работы, а о страховании такси, значительная часть которого не имеет даже лицензии на деятельность, мы и не мечтаем.

— Как обстоят дела с добровольными видами автострахования?

— Добровольное страхование авто в стране есть, но оно заключается в страховании не ответственности, а имущества: от угонов, аварий. И по нашим оценкам, чаще страхуются иностранные компании и граждане, а также некоторые сознательные кыргызстанцы.

— Расскажите немного о страховых компаниях Кыргызстана.

— На сегодняшний день на рынке страны работают 17 компаний, в том числе с российским, турецким и казахстанским капиталом. Одна компания является государственной, созданной при введении обязательного страхования жилья от стихийных бедствий. Одиннадцать компаний являются членами нашей Ассоциации, они обеспечивают 98% поступлений страховых премий. Уставный капитал всех компаний превышает 3 млрд сомов, а активы — 4 млрд сомов.

— Каким видом страхования чаще всего пользуются в Кыргызстане?

— По предварительным итогам 2019 года наиболее популярным видом страхования является страхование имущества – 62-63% от общего объема, обязательные виды страхования и личное страхование занимают по 14-15%, страхование ответственности — 8%. Следует подчеркнуть, что обязательные виды страхования на деле оказываются вовсе не обязательными и занимают небольшую долю в общем объеме страхования. Между тем в мире одно лишь ОСАГО занимает второе место по объемам страхования и является двигателем других видов страхования, в том числе добровольных.

— Насколько актуальны у нас в стране нормативно-правовые акты, регулирующие страховой рынок?

— С законами о страховании сложилась парадоксальная ситуация: их никто не отменял, но никто не требует их исполнения. Я имею в виду законы об обязательных видах страхования. Например, закон об обязательном страховании жилья исполняется всего на 8-9%, у ОСАГО вообще незавидная судьба — один раз его перенесли на три года, а с 7 февраля 2019-го он просто не исполняется. В прошлом году депутаты задним числом внесли изменения в документы о переносе сроков введения штрафных санкций, и этот законопроект находится на подписи у президента. По нашим данным, правительство хочет снова перенести сроки. Уже нет каких-либо объяснений этого, но власть с завидным упорством продолжает отодвигать «на потом» исполнение закона. Мы оцениваем это уже не как слабое понимание значения и роли страхования в обеспечении социальных и финансовых гарантий граждан, а чистый популизм и заигрывание с населением. Хотя в конечном итоге страдают интересы людей, пострадавших в ДТП, не получающих гарантированных выплат. А таковыми являются потенциально все граждане страны.

— Почему культура страхования в Кыргызстане так слабо развита?

— У этой проблемы много аспектов. С одной стороны, население немного забыло о страховании, которое было в советское время, а с другой — государство не принимает практических усилий по развитию страхования. Даже принятые законы не контролируются и не снабжены механизмами обеспечения. Сейчас мы находимся в ситуации, когда законы, принятые более десяти лет назад, не работают, а другие без конца переносятся. Даже утвержденные штрафы некому накладывать.

Некоторые обвиняют страховые компании в пассивности, и доля правды в этом есть. Но, с другой стороны, как можно обвинять их? На сегодняшний день до сих пор у компаний нет лицензий на ОСАГО, нет утвержденных тарифов и правил страхования. А ведь об этом должно позаботиться государство! Как можно критиковать низкий процент охвата страхования жилья, если страхованием более одного миллиона единиц недвижимого имущества занимается только одна госкомпания, а другие до этого не допускаются?

— Кто, по-Вашему, должен заниматься информированием общественности и популяризацией страхования?

— Информационные кампании проводятся страховыми компаниями, и это нормально для любого бизнеса. Но когда речь идет об обязательных видах страхования, то должно подключаться государство, потому что именно оно ответственно за исполнение всех законов и устанавливает правила и тарифы. У нас на деле этого не происходит, потому что нет продолжения для политической реализации в виде механизмов обеспечения и контроля.

— Чем занимается Ассоциация страховщиков?

— Ассоциация проводит различные мероприятия, в частности участвует в законотворческой деятельности, хотя наши предложения не всегда принимаются к сведению. Мы будем рады хотя бы тому, чтобы работали принятые законы. Под нашим руководством проходят круглые столы и семинары с участием депутатов и представителей госорганов. К сожалению, о роли и значении страхования существуют предвзятые мнения. Многие люди понимают, что страхование — это благо для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

— Что нового Вы можете рассказать о страховом рынке Кыргызстана?

— В минувшую пятницу, 17 января, в Жогорку Кенеше в первом чтении заслушали предложения об изменении законов о страховании. Суть обновлений заключается в том, чтобы правила страхования устанавливало государство. Но, зная отношение правительства к страхованию в целом, ничего хорошего от этого мы не ждем.

— Благодарю за беседу!

Беседу вела О. Башкирова

Фото из Интернета

Добавить комментарий