Врачи «скорой» пересядут на байки?!

В стране, Новости

Хорошо ли вы разбираетесь в медицине, и способны ли вы оказать первую доврачебную помощь пострадавшим в ДТП? На этот вопрос мало кто может ответить утвердительно. Чтобы помощь была оказана своевременно, появилась идея «посадить» врачей на байки. О планах работы столичных врачей «АВТОгид» поговорил с руководителем Центра экстренной медицины Бишкека Искендером Шаяхметовым.

Парамедик — специалист с медицинским образованием, работающий в службе скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных и военных подразделениях. Он обладает навыками оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Термин используется преимущественно в странах с англо-американской моделью экстренной помощи.

— В СМИ была информация, что в Бишкеке появятся врачи службы скорой помощи на скутерах. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— После публикации этой новости было много негатива, но люди не разобрались в этом вопросе. Бишкек переполнен автомашинами, и кареты скорой помощи едут к пациентам долго из-за плотного трафика. Во многих крупных городах есть резервные полосы для движения автомобилей аварийно-спасательных служб. К сожалению, ни старые, ни новые улицы Бишкека не рассчитаны на такие удобства. По этой причине, не дожидаясь реанимобиля, пострадавших в ДТП зачастую увозят в стационар попутным транспортом без оказания адекватной первой помощи, без обезболивания и без корректной иммобилизации. В результате жертва аварии получает дополнительные травмы и испытывает ужасную боль.

Если в столице появятся врачи на скутерах, то благодаря малогабаритности этого транспорта медики смогут прибыть к пациентам гораздо быстрее реанимобилей. Мы планируем создать тандем из реанимобилей и скутеров, а пересаживать всех медиков на байки никто не собирается.

— Как возникла идея появления врачей на скутерах в Бишкеке?

— Мы проанализировали зарубежный опыт и поняли, что это неплохой выход. Во многих больших городах с интенсивным движением успешно практикуют параллельный выезд бригады скорой помощи и специалиста-парамедика на мотоцикле. В городе Грозном этот проект запустили в 2015 году, а в Казани еще ранее — в 2013-ом. Проект получил очень хорошие отзывы. На эксперимент казанские врачи пошли по указанию президента Рустама Минниханова. Власти республики посчитали, что двухколесная «скорая» по городским пробкам доберется быстрее четырехколесной и позволит сэкономить драгоценные минуты. По предварительным подсчетам, мотоциклист приезжает на 7-8 минут раньше кареты с медиками, и это время бесценно, поскольку даже секунды решают многое. В США, Англии и Франции парамедики на мотоциклах уже никого не удивляют.

— Когда планируется внедрить медиков-байкеров в Бишкеке?

— Это произойдет не сегодня и не завтра. Однако важно понимать, что Бишкек в ожидаемом будущем все равно придет к этому, как многие города-миллионники.

— Как медики будут ездить на скутерах зимой?

— Зимой будут работать только кареты скорой помощи. Работа «врачей на скутерах» будет проводиться только в теплое время года: примерно с апреля по сентябрь и только в светлое время суток. Как правило, ночью дороги Бишкека разгружены, и кареты скорой помощи быстрее приезжают на вызовы.

В Кыргызстане нет парамедиков. Как планируете реализовать идею?

— Да, института парамедиков в постсоветском пространстве нет, но наши фельдшеры даже более компетентны в вопросе оказания помощи пострадавшим. Функция парамедика в зарубежных странах заключается в оказании первой доврачебной помощи: остановке кровотечения, обезболивании и мобилизации. Первые 10-15 минут после происшествия очень важны в вопросе спасения жизни, ведь если у пострадавшего сильное кровотечение, то он может погибнуть еще до приезда врачей. Парамедик выполняет свою экстренную работу, и к прибытию реанимобиля пострадавший уже готов к транспортировке и госпитализации в медучреждение.

— На какие вызовы будут выезжать врачи на скутерах?

— Это будут вызовы первой категории — ДТП, падения с высоты, утопления — где нужна экстренная помощь. На скутере у медработника будет набор оборудования, которое позволит оказать первую помощь в полной мере.

— Придется врачей приобщить к мотокультуре?

В нашем случае медик должен хорошо управлять мотоциклом. В некоторых зарубежных городах иной подход: на мотоцикле есть водитель, а позади него сидит медработник.

— Вы сказали, что пострадавших в ДТП зачастую увозят на попутных авто без оказания доврачебной помощи. Как повысить медицинские знания у кыргызстанцев?

— Способов много. В первую очередь этой теме нужно уделить достаточно времени в автошколах. Автомобилисты должны знать, как помочь в ДТП пострадавшим и самому себе. Подобные курсы можно ввести и для старшеклассников. Это должны быть не просто скучные лекции, а единение теории с практикой. В совершенстве знать курс по оказанию доврачебной помощи должны сотрудники ГУОБДД, МЧС и других аварийно-спасательных служб. Неплохо было бы развить медицинское волонтерство.

В Центр экстренной медицины Бишкека приезжал специалист из Израиля, тренер по экстренной помощи, он рассказал про волонтерское движение в Израиле. Например, он по профессии  юрист, работает в офисе, но ранее окончил школу волонтеров по оказанию первой помощи. Теперь в его машине есть набор для оказания первой помощи, и его контакты внесены в базу данных спасательных служб. В случае необходимости волонтера вызывают на происходящие близ его офиса происшествия. Как видите, замечательный опыт, и нам есть к чему стремиться.

Еще один неплохой вариант повышения медицинской грамотности населения — создание видеороликов, которые наглядно продемонстрируют, как надо действовать в критических ситуациях. Помните народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Руководитель ЦЭМ Бишкека Искендер Шаяхметов

— Искендер Белекович, расскажите о проблемах ЦЭМ столицы.

— На сегодняшний день в Центре 38 автомашин, но их не хватает для обслуживания города. По официальным данным, к столичным центрам семейной медицины приписаны более миллиона человек, поэтому нужно не менее 120 бригад скорой помощи. Проблема не только в том, что мало машин, врачей тоже не хватает. В прошлом году из 210 ставок было вакантно 70, а сейчас не хватает 84 врача! Вдумайтесь в эти цифры…

— Какое количество вызовов поступает в Центр экстренной медицины каждый день?

— Ежедневно по номеру 103 фиксируется 560-580 вызовов, а звонков бывает более тысячи. С внедрением АСУ в прошлом году процент опозданий на вызовы снизился. В прошлом году медики опаздывали на 31% вызовов, в этом — на 22,4%.

— Бишкек растет и вверх, и вширь. Хватает ли подстанций для оказания медицинской помощи жителям новостроек?

— Сейчас в Бишкеке работают четыре подстанции и Центр экстренной медицины. Самый сложный район — нижняя часть города, который обслуживают две подстанции. В ближайшие годы появятся еще три подстанции, что намного сократит время прибытия медиков на вызовы. Одна из них появится в новостройке «Ак-Орго». Мэрия выделила участок под врачебную амбулаторию, и там же решили построить подстанцию для отделения скорой помощи на четыре бригады. Еще одна подстанция на пять бригад откроется в новостройке «Кок-Жар». С верхней частью города тоже есть положительные изменения. На территории перинатального центра по улице Суеркулова планируется разместить пилотную многопрофильную подстанцию на десять бригад. Это радует, значит, медики будут меньше времени тратить на дорогу и быстрее окажут помощь нашим соотечественникам.

— Большое спасибо за беседу!

О. Башкирова

Фото из Интернета и О. Башкировой

Добавить комментарий