Дороги, которые восхищают

Мы и автомобиль, Статьи

Искренность ведущего авторской рубрики «Полный бак счастья» способна растопить любое сердце. Романтичный тонкий психолог, он видит значимое в мелочах, прекрасное в простом и необыкновенное в обыденном! Альтруистическая проза Полада Сулейманова  делает мир светлее, а людей добрее и милосерднее.

По-моему, нет ничего прекраснее наших горных дорог, это тебе не бескрайние выжженные солнцем степи с уходящей за горизонт стрелой трассы или таежные просеки, где бесконечная мрачная стена леса сжимает дорогу с обеих сторон. А вот у нас, словно в калейдоскопе, меняются картинки пейзажа, извилистых серпантинов и заоблачных высот. Довольно легко за пару часов можно из лета оказаться в зиме, попутно минуя все времена года. Можно поесть в долине сочный ароматный арбуз, а через несколько часов поиграть в снежки. Самая замечательная в этом смысле дорога Бишкек — Ош — сколько бы ты не ездил по ней, она всегда вызывает восхищение, удивление, страх, но никогда и никого не оставит равнодушным. Эта дорога требует к себе внимания, держит водителей в напряжении, а о тех, кто пренебрег бдительностью, напоминают памятники вдоль всей трассы. Тем не менее дорога замечательная. Это отлично поняли иностранцы, и именно их, упорно крутящих педали велосипедов на крутых серпантинах Тоо-Ашуу и Алабеля, чаще всего можно там увидеть. Ради этих незабываемых пейзажей они едут за тридевять земель, а мы, живя здесь, не замечаем эту горно-небесную красоту. Вот живописный отрезок дороги от Сосновки до серпантина к тоннелю: по дну величественного каньона течет река Кара-Балта, а у всех возникает оптическая иллюзия, что река вопреки законам физики течет вверх, а дорога спускается вниз. Да и сам серпантин удивителен! Какие виды открываются сверху, какой простор и чистый горный воздух! Это царство альпийских лугов — не всякая растительность может существовать на такой высоте, она и внешне под стать суровому каменному пейзажу.

Вот уже и перевал Тоо-Ашуу с раскрытым зевом тоннеля. Поневоле сердце тревожно сжимается, въезжаешь в кажущуюся узкую горловину и движешься в угрюмом подземелье — у кого клаустрофобия, приступ обеспечен. Но вот «забрезжил свет в конце тоннеля», страхи позади, а впереди огромная чаша долины Суусамыр, змейка серпантина привела к знаменитому необычным названием поселку Париж, тут усталому путнику и отдых, и привал. А далее дорога, вдоль которой выстроились многочисленные юрты скотоводов, серой лентой рассекает пастбища с неимоверным количеством скота. Торговцы предлагают незамысловатый товар своего производства: горы курута (вяленый соленый творог) и другие прелести натурального молочного производства с написанными от руки вывесками «бээ суту», «самал», «кымыз», «сары май». Вот долина постепенно сужается, снежные пики подступают к дороге, мотор дает понять, что тут высота нешуточная и кислорода для его работы не хватает. Это очередной перевал Алабель, тут недалеко поворот на Талас, о чем сообщает арка над дорогой. Ускоряясь, машина несется вниз в зеленое ущелье Чичкан, где все поражает величественной красотой: и снежные пики, и бурная горная река, и вековые ели, и причудливые скалы. Словно расступившись, горы выпускают нас к городу Токтогулу, стоящему на берегу водохранилища величественной реки Нарын.

Какое-то время трасса бежит вдоль рукотворного озера, затем вновь уходит в горы, а потом петляющие серпантины и перевалы приводят к крохотному оазису жизни среди диких и неприступных гранитных громадин — города энергетиков Каракуль. Открывается вид на Токтогульскую ГЭС и ее бездонную пропасть с бирюзовой водой.

Едем дальше. Снова повороты, подъемы, спуски, и вот на правом берегу Нарына приютился шахтерский город Таш-Кумыр. Это уже юг, тут выжженные солнцем холмы и непривычные для северянина растущие дикие фисташки, алыча. Движемся в Ферганскую долину к славному городу Джалал-Абаду и древнему Ошу. Но об этих городах отдельная история.

П. Сулейманов

Добавить комментарий