Светофоры Бишкека: В ожидании зеленого

В стране, Новости

Сегодня в Бишкеке работают 162 новых светодиодных и 102 старых ламповых светофорных объекта. О столичных светофорах и автоматизированной системе управления ими в честь 105-летия со дня установки первого в мире светового сигнального устройства для регулировки движения транспорта и пешеходов на улицах городов «АВТОгид» поговорил с начальником по обслуживанию светофорного хозяйства Специализированного монтажно-эксплуатационного управления (СМЭУ) Сергеем Осиповым.

Международный день светофора ежегодно отмечается 5 августа в честь установки самого первого светофора в 1914 году в Кливленде (США).

Сообщать о неработающих светофорах можно круглосуточно по номерам: (0-312) 53-10-87 или (0-770) 98-50-57.

Первый светофор в столице был установлен на пересечении улиц Сталина и Первомайской (сейчас проспект Чуй и улица Раззакова) в 1952 году. Именно там было наиболее интенсивное движение. Светофор был маленьким, управлялся постовыми вручную и не висел на столбе, а стоял на небольшой подставке на земле. При этом зеленый свет был выше желтого, а красный располагался под ним.

Недавно светофор на перекрестке улиц Орджоникидзе и Айни, где установлен самый необычный светофорный объект в городе (находящийся в режиме желтого мигания), преобразился. Силами работников СМЭУ и Сергея Осипова он стал светодиодным — горит ярче и реже требует замены ламп.

— Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, каким образом сейчас работают светофорные объекты в Бишкеке?

— Все имеющиеся в городе светофоры работают в локальном режиме, но на более загруженных светофорных объектах программа контроллера составлена так, чтобы в течение суток в зависимости от загруженности движения менялся режим его работы — укорачивался либо продлевался.

— Есть ли возможность в Бишкеке установить программу настройки светофорных объектов не в локальном режиме, а дистанционно?

— Да, но для начала нужно принять предварительные меры. Первая — ликвидировать стихийные парковки на улицах. Какой бы умной ни была система, она рассчитывается на определенную полосность движения. К сожалению, у нас вдоль улиц паркуют автомобили, поэтому вместо положенных трех полос движения у нас есть полторы. Например, улица Токтогула с обеих сторон превратилась в парковку, поэтому на ее проезжей части остается место для движения двух рядов машин…

Кроме того, нужно принимать меры для пешеходов — делать надземные и подземные переходы. Если убрать людей с перекрестков, то это ускорит движение автотранспорта и позволит светофорам работать эффективнее. Когда это будет сделано, можно будет говорить о внедрении АСУДД.

— Расскажите о возможностях АСУДД.

— Современные АСУДД широкие, гибкие, могут быть адаптивными и неадаптивными, могут работать в «зеленой волне». Более глобальные системы могут даже работать с муниципальными службами — МЧС, станциями скорой помощи. Естественно, для этого нужно устанавливать множество видеокамер, чтобы информация о ситуации на перекрестке и на подъездах к перекрестку анализировалась и отправлялась по назначению по подразделениям.

— Сейчас часто говорят об «Умных светофорах», которые появятся в Бишкеке. В чем их преимущества?

— Известные в народе «Умные светофоры» включают в себя множество датчиков анализа насыщения транспортного потока по каждому направлению. В зависимости от занятости полос датчики передают информацию в контроллер, чтобы тот, самостоятельно оценивая данные, мог продлевать или укорачивать фазу движения.

— Почему в Бишкеке устанавливают светофоры, но сразу их не включают?

— Отмечу, что изначально заказчиком на установку светофорных объектов выступает Управление городского транспорта Бишкека. Специалисты этого ведомства объявляют конкурс, выбирают подрядчика на выполнение работ. К сожалению, участвовать в тендере может каждый, потому что деятельность по установке светофоров не лицензируется. При приемке мы проверяем соответствие устройств ГОСТам и СНИПам и нередко выявляем недостатки, а потом ждем, пока подрядчик устранит их.

— Какие трудности при работе со светофорами, подключенными к «Безопасному городу»?

— Этой работой занимаются специалисты концерна «Вега», которые реализуют проект на территории Бишкека. Напрямую работа над «Безопасным городом» нас не касается, мы выполняем лишь монтажные работы в качестве субподрядчика.

— Почему на некоторых светофорах, подключенных к проекту «Безопасный город», нет табло с обратным отсчетом времени?

— Сейчас в приоритете замена ламповых светофоров на светодиодные. На некоторых перекрестках, где установлены камеры «Безопасного города», стоят светодиодные модели, но более старые — без табло обратного отсчета времени. Пока не заменим все светофоры в городе на светодиодные, планировать замену светодиодных старых на новые мы не будем.

— Что чаще всего ломается в светофорах Бишкека?

— Наиболее часто перегорают лампочки в ламповых светофорах. В ходе анализа выяснили, что до замены светофоров на светодиодные образцы в течение месяца поступало 1200-1600 вызовов (замена лампочек), а сейчас – от 800 до 1100 вызовов. Все зависит от качества лампочек, бывает, что они перегорают за два дня. Да и светодиоды — это не панацея, их тоже необходимо иногда снимать и ремонтировать.

— Сколько светофоров будет подключено в этом году?

— В 2018 году Управлением городского транспорта было поручено установить 27 транспортных и 32 вызывных пешеходных светофоров. К сожалению, подрядчики не успели вовремя выполнить все работы, поэтому часть нагрузки перешла на текущий год. В 2019 году запланировано установить 21 транспортный и 26 пешеходных светофорных объектов. По мере необходимости при рассмотрении организации движения на перекрестках мы будем устанавливать еще дополнительные секции.

— Большое спасибо за беседу!

Беседу вела О. Башкирова

Фото О. Башкировой

Добавить комментарий